Тарифные льготы преференции различия

Уже несколько столетий мировые экономические державы активно используют таможенные преференции и льготы в регулировании внешней торговли. Изначально понятия «таможенная преференция» и «таможенная льгота» имели сходное значение. Однако в результате развития внешнеторговой политики произошло разделение этих двух понятий.

Льготой стали называть установление особенных правил, преимуществ перед другими участниками торговли. В современных энциклопедических словарях под «льготой» понимают предоставление каких-либо преимуществ, частичное или полное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей.

Таможенные льготы проявляются как благоприятные исключения из общеприменимого таможенного режима, коим принято считать режим наибольшего благоприятствования.

В свою очередь, режим наибольшего благоприятствования (РНБ) (англ.

– Most Favoured Nation treatment (MFN) – основополагающий международно-правовой режим, в соответствии с которым товары и услуги одной страны при их ввозе на таможенную территорию другой страны должны пользоваться теми же льготами, привилегиями, преимуществами и другими выгодами, что и товары, услуги, происходящие из любой третьей страны. Иными словами, режим наибольшего благоприятствования в межстрановых торгово-экономических отношениях представляет собой принцип недискриминации.

Таможенные льготы могут предоставляться в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и сборов (тарифные льготы), применения упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей либо полного неприменения таких процедур, наделения правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено. По юридической природе таможенные льготы делятся на конвенционные, имеющие своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке.

Тарифные льготы – разновидность таможенных льгот, применяемых в виде возврата ранее уплаченных пошлин, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Тарифные преференции – устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины, как для отдельных, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран.

Таким образом, преференциальные ставки таможенных пошлин (англ. – Preferential duty rates) – ставки пошлин, более низкие, чем базовые ставки, распространяемые на страны, пользующиеся режимом РНБ.

Официальное предназначение преференций заключается в содействии экспорту и развитию производства в странах-пользователях таких таможенных льгот. 

О единой системе тарифных преференций Таможенного союза

Протоколом о единой системе тарифных преференций таможенного союза, вступившим в силу с 1 января 2010 г., устанавливается порядок формирования и утверждения Комиссией таможенного союза перечней товаров и стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены следующие перечни со сроком вступления в силу с 1 января 2010 г.:

– Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза,

– Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Перечни в целом соответствуют российским преференциальным перечням в целях минимизации негативной реакции со стороны третьих стран, а также облегчения переговоров по присоединению государств – участников таможенного союза к Всемирной торговой организации.

Размер тарифных преференций в рамках таможенного союза установлен статьей 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании, вступившего в силу с 1 января 2010 г.

Так, в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию государств Сторон, включенных в перечень преференциальных товаров, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию государств Сторон, включенных в перечень преференциальных товаров, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

О льготах по уплате таможенных платежей при ввозе иностранного технологического оборудования на территорию Российской Федерации

По вопросу применения льгот по уплате таможенных платежей в отношении ввоза технологического оборудования отмечаем, что в настоящее время тарифные льготы в виде освобождения от ввозной таможенной пошлины, установленные Соглашением        от 20 января 2008 г.

«О едином таможенно-тарифном регулировании» и Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.

№ 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», могут применяться в отношении:

технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства – участника таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства – участника Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства – участника Таможенного союза.

Следует отметить, что в Российской Федерации такие инвестиционные проекты не определены, поэтому данные тарифные льготы не предоставляются.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г.

№ 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» (далее – постановление № 883) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:

– не являются подакцизными;

– относятся к основным производственным фондам;

– ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

К таким товарам может быть отнесено и ввозимое оборудование, в случае, если оно отвечает перечисленным выше условиям.

Постановлением № 883 установлено также, что в случае последующей реализации данных товаров уплачиваются таможенные пошлины, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска.

Справочно:

В соответствии с пунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения НДС) технологическое оборудование (в том числе комплектующие и запасные частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 372 (ссылка на постановление 372).

Источник: http://stud24.ru/custom/tarifnye-lgoty-i-preferencii/443196-1668997-page1.html

Таможенные преференции: классификатор, применение системы, порядок предоставления

В отношениях между странами, возникающими по поводу торговли не обойтись без уступок и льгот. Эти правила, как и во внутренней торговле, подстегивают стороны увеличивать торговый оборот, вступать в отношения и получать дополнительную прибыль.

Поэтому заинтересованные в таких процессах страны вносят в свое таможенное законодательство изменения, которые устанавливают особо благоприятный режим для той или иной конкретной страны, ряда стран или ситуации. Это совершенно разные инструменты поощрения. Рассмотрим один из них – таможенные преференции.

Нормативное регулирование

Каждая страна имеет свое таможенное законодательство. В РФ основополагающим актом является Таможенный кодекс. Все остальные подзаконные акты в области таможенного права являются детализирующими и должны ему соответствовать.

Предоставление таможенных преференций и иных льгот — процесс подвижный и не может быть отражен в фундаментальном правовом акте.

  • Например, Федеральный закон «О таможенном тарифе», содержит нормы, дающие понятие что такое тариф, определяет принципы общих тарифов и исключений, которые предусмотрены для ряда партнеров страны. Он определяет принципы применения таких льгот и критерии, по которым определяют субъекта льготных отношений при пересечении границы.
  • Такие нормы содержатся в специальных нормативны актах, которые принимаются и детализируются под каждый вид таможенных отношений. Например, в рамках Таможенного союза нормы, закрепляющие понятие таможенных преференций содержатся в Протоколе о единой системе тарифных преференций таможенного союза. Он принят в 2010 году и определяет тот порядок, в процессе которого формируется и устанавливается перечень стран, которые являются пользователями тарифных преференций в рамках союза.

То есть, для каждых конкретных внешних отношений, часто возникающих в рамках какого-то объединения стран, действуют свои нормы о таможенных преференциях.

Тарифные преференции при ввозе в ЕАЭС

Суть и виды

Что же такое «таможенные преференции»? Из самого слова приходит понимание, что это не ограничение, а скорее льгота или послабление.

Поэтому, таможенные преференции – особый льготный режим ввоза товаров на территорию РФ, устанавливаемый строго для определенной страны и не распространяющийся на другие страны.

Они могут охватывать совершенно различные сферы таможенного процесса. Можно выделить виды:

  • Тарифы. Преференции могут касаться установленных тарифов на товары, которые пересекают границу государства. Отметим, что здесь не действует принцип взаимности. То есть государство может установить послабления и льготы в одностороннем порядке, не требуя зеркальных ответных мер от другого. Однако, по соглашению между сторонами, преференции могут быть установлены в двустороннем порядке. Они могут быть равными, так и нет. Предоставляется в нескольких видах:
    • освобождение от уплаты пошлины за пересечение границы государства;
    • страна-партнер может рассчитывать на возврат суммы пошлины, которая уже была им оплачена при пересечении границы;
    • в конкретном случае тарифная ставка на ввозимые товары может быть уменьшена на определенную часть;
    • для товаров определенного государства могут установлены специальные размеры квот, имеющие преференциальный характер. В нашей стране для установления такой квоты, необходимо решение Правительства, облеченное в форму Постановления.
  • Страна происхождения товара имеет большое значение для установления преференций. Здесь идет речь идет, прежде всего, о развивающихся странах. Установление преференций необходимо для дополнительной помощи экономике таких стран. Перечень развивающихся стран страна устанавливает в рамках таможенного регулирования. Российская Федерация установила преференции для стран-участниц Таможенного союза:
    • для развивающихся стран ставка — 75 % от основной;
    • из списка развивающихся стран в особую категорию выделяют «наименее развитые страны».

Отличия от таможенных льгот

С началом развития торговых отношений между странами, появилось понятие льгот. Долгое время оно было единственным и включало в себя все иные послабления.

Торговые отношения между странами развивались, усложнялись, в них вступали все новые и новые страны. Многие из них были не не равны, поэтому льгот стало недостаточно.

Понадобились более детальные и сложные пути предоставления возможностей таким странам участвовать в международной торговле.

Таможенные льготы – преимущественные возможности, которые РФ предоставляет для лиц, как физических, так и юридических, для перемещения товаров и личных вещей через ее границу. Это касается и транзитного перемещения. Можно сказать, что это исключения из общих норм, которыми эти лица могут воспользоваться, если наступят определенные законом условия.

Направленность льгот:

  • Льготы, которые призваны упростить саму процедуру прохождения границы государства. Они выражаются в возможности более быстрого прохождения таможенного контроля, заполнения упрощенной формы документов. В утверждении такого рода льгот государство видит и свою выгоду — не скапливаются огромные очереди на таможне, оно становится привлекательным для туризма;
  • Тарифы. Для определенных товаров государство может предусмотреть возможность для лица, которое ввозит товар, понести меньшие финансовые потери: возможность не платить сумму пошлины или потребовать ее возврата, воспользоваться возможностью уменьшить сумму платежа, ввезти товар в рамках установленной квоты. Такие виды льгот дублируют устанавливаемые государством преференции.

В чем же тогда отличие льготы от таможенной преференции, если они фактически дублируют друг друга в части льготы на таможенные тарифы? Отличие состоит в том, что преференция устанавливается не для категории товаров, пересекающих границу, а для конкретного контрагента-страны и только для страны, входящей в список. На все иные страны они не распространяются.

Преференциальный режим относится ко всем видам товаров, имеющих происхождение из назначенной страны. Однако, могут быть изъятия их этого правила и страна ввоза может составить список товаров, являющихся исключением.

Система таможенных преференций и особенности их предоставления

История создания системы таможенных преференций берет свое начало с 50 годов прошлого столетия.

Многие страны, избавившиеся от колониальной зависимости, потребовали от капиталистических стран установить преференциальный принцип отношений в международной торговле.

Они пытались добиться изменения колониальной экономики и со временем начать отношения с другими странами на паритетной основе.

Для этого была создана «Общая система преференций», получившая одобрение и принятая восемнадцатью капиталистическими странами.

В Российской Федерации такая система и ее основные принципы содержаться в ФЗ «О таможенном тарифе».

Такой преференциальный режим ФЗ позволяет предоставить странам:

  • Странам развивающимся, которых РФ внесла в список пользователей ее системы преференций;
  • Из этого списка выделяется особая категория стран — «наименее развитые». Отнесение к этой категории означает возможность воспользоваться наиболее благоприятными условиями преференциального режима;
  • Странам, которые добровольно вошли в зону свободного экономического развития и вступили в Таможенный союз.

Национальная система преференций включает элементы:

  • Перечень стран, которые могут быть пользователями супреференциальной системы РФ, с обязательным разъяснением критериев отнесения тех или иных стран к этому перечню;
  • Список товаров, с указанием исключений, в отношении которых может быть применим режим преференций. При этом для такого перечня не будет иметь значения страна, из которой данный товар ввозится.

Таможенные преференции практически всегда предоставляются постановлением Правительства Российской Федерации, поскольку направлены на регулирование внешних отношений с другими странами.

Основная же цель их установления – помощь в экономическом развитии определенных категорий стран. Естественно, что и сама страна, устанавливающая такие преференции получает выгоду определенного толка.

В основном, это получение товаров, которые в самой стране не производятся.

Любая страна устанавливает особый режим, который предоставляет послабления при прохождении товаров через ее границу. Это может касаться как ввоза, вывоза, так и транзита товаров. Для этого устанавливают таможенные льготы. Таможенные преференции – это наиболее специализированный льготный режим, который установлен страной для иных государств.

Такой режим установлен только для конкретной страны или стран и не распространяется на иные. Это могут быть как тарифные преференции, так и преференции иного рода. Важное значение имеет страна происхождения товара. Для отдельной категории стран установлены нулевые ставки пошлин на ввоз товаров. Это необходимо для экономического развития таких стран.

Система таможенных преференций и особенности их предоставления

Увеличение взаимной торговли, упрощенные таможенные процедуры, преференции для граждан — все это рассмотрит видео ниже:

Источник: http://uriston.com/tamozhennoe-pravo/oformlenie/poshliny-i-sbory/preferentsii.html

Тарифные льготы: виды, условия и порядок предоставления

Тарифные льготы используются во внешней политике Российской Федерации как меры контроля торговли с другими государствами. Они имеют несколько разновидностей и отличаются правилами использования.

Что входит в понятие тарифных привилегий

Сущность тарифной льготы раскрывается в Законе «О таможенном тарифе». Это привилегия, предоставленная на международном уровне второй стороне относительно товара, перевозимого через границу. Это вид льготного налогообложения, уменьшающего ставку таможенной пошлины.

ВНИМАНИЕ! Не следует путать понятия таможенная льгота и тарифная льгота, так как первое шире и включает второе наравне с другими формами привилегий.

Важные особенности тарифной льготы:

  • Отражается в нормах таможенного права страны или в межгосударственном договоре. Договорная норма имеет большую силу согласно принципу преимущества международного права.
  • Устанавливается как односторонняя мера или в качестве взаимной уступки партнеру.
  • Носит характер политического воздействия на ассортимент ввозимых и экспортируемых товаров.
  • Распространяется на всех участников свободной торговли. Если член таможенного союза (ТС) собирается ввести подобные привилегии для товаров, ввозимых некоторыми участниками, он должен предложить Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) алгоритм регулирования их использования. Только одобренные преференции имеют силу.

Сейчас в торговых отношениях между РФ, государствами СНГ и другими участниками договора выступает Евразийская экономическая комиссия, следящая за исполнением решений ТС относительно ставок таможенных платежей и действующих привилегий.

Виды привилегий

Актуальные виды тарифных льгот перечислены в таможенном законодательстве РФ:

  1. Возврат ранее уплаченной пошлины в момент вывоза объекта.
  2. Освобождение от взимания сбора.
  3. Снижение ставки.
  4. Тарифные квоты.

Этот перечень не является исчерпывающим. В частных случаях могут устанавливаться иные разновидности преференций:

  • Отсрочка или рассрочка, которая является формой налогового кредита. Предоставляется с условием возврата и дополнительной оплаты процентов по ставкам. Решение о предоставлении услуги принимает административный субъект, оформляющий товар.
  • Назначение упрощенного налогообложения посредством назначения единых ставок таможенных платежей и отмена уплаты пошлины для лиц, провозящих объекты, не предназначенные для коммерческих целей. Например, не взимается налог за транспортировку личного автомобиля, материалов технического снабжения, валюты, ценных бумаг, гуманитарной помощи и так далее.

СОВЕТ! Посмотреть исчерпывающий список не облагаемых налогом объектов возможно в ст. 35 Закона «О таможенном тарифе».

Россия предоставляет привилегии для объектов торговли с участниками ТС и бенефициаров РФ в согласно договоренности государств – членов таможенного союза.

Условия и порядок применения

Порядок предоставления тарифных льгот зависит от источника договоренности и формы привилегии.

Согласно Договору о ЕАЭС от 2014 года, установлен список тарифных преференций и льгот, для каких стран и в каких объемах они применяются. Соответствие обозначенным в документе условиям определяется:

  • Исходя из кода товара по ТН ВЭД ТС.
  • Критериями происхождения.
  • Соблюдением принципа прямой закупки и поставки, объект привилегии, перемещаемый через границу, должен быть куплен у лица, оформленного в качестве продавца на территории страны-поставщика. Транспортировку необходимо осуществлять из страны-участника договора без пересечения дополнительных границ.

ВНИМАНИЕ! Для освобождения от оплаты пошлины данные факты необходимо доказать с помощью документов.

  • Наличием актуального сертификата либо декларации о происхождения предмета.

ВАЖНО! Документ необходимо заполнить в соответствии со стандартом оформления.

Стороны ввоза и вывоза товара должны соблюдать правила административного взаимодействия.

Для некоторых субъектов торгово-политических отношений с РФ применяются следующие условия предоставления тарифных привилегий:

  • Для принятия товаров из стран СНГ и Грузии нужен сертификат по форме СТ-1.
  • Представители Сербии оформляют сертификат по форме СТ-2.

В зависимости от вида таможенных льгот, применяются нормы:

  • Возврат совершается при реимпорте и вывозе предмета за пределы зоны ТС.
  • В отношении некоторых объектов, привозимых с территорий третьих стран, назначаются тарифные квоты.
  • Отмена уплаты таможенных пошлин или снижение ставки актуально для товаров, поступающих в рамках некоторых процедур или попадающих под действие договоренностей.
  • Отсрочка и рассрочка применяется к юрлицам, которые ранее не нарушали условия оплаты пошлины.

Подобная преференция является одним из способов регулирования внешнеторговых отношений государства. Поэтому разновидности привилегий и условия их предоставления в отношении ввозимых и вывозимых товаров носят непостоянный характер и меняются в соответствии с политической ситуацией.

Виды тарифных льгот и порядок их предоставления Ссылка на основную публикацию

Источник: https://govcare.ru/lgoty/tarifnye