Отказ льготы по ндс

Налоговые льготы по НДС

Отказ льготы по ндс

Виды налоговых льгот по НДС
Кто может получить льготы по уплате НДС
Как получить льготу по НДС
Документы, подтверждающие льготу по НДС
Как отказаться от льготы по НДС и зачем это нужно
Как снизить налоги без риска

НДС — один из самых «тяжелых» в смысле фискальной нагрузки налогов. Однако закон предусматривает по нему и немало льгот. Рассмотрим, при каких условиях бизнесмен может получить полное или частичное освобождение от уплаты НДС.

Виды налоговых льгот по НДС

Все установленные Налоговым Кодексом льготы по НДС можно разделить на следующие категории:

  1. Полное освобождение, которое предусмотрено:
    • при использовании специальных налоговых режимов
    • для бизнесов с выручкой до 2 млн руб. в квартал (ст. 145 НК РФ)
    • для резидентов «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ)
  2. Освобождение реализации отдельных видов товаров или услуг (ст. 149 НК РФ).
  3. Льготные ставки — 10% и 0%. Здесь важно не смешивать «нулевую» ставку и освобождение от налога. Бизнесмен, работающий по ставке 0%, является плательщиком НДС и несет все его обязанности: должен вести налоговый учет, выставлять счета-фактуры, сдавать отчетность и т.д.

Далее рассмотрим, какие именно организации или ИП могут рассчитывать на применение указанных льгот.

Кто может получить льготы по уплате НДС

Начнем со спецрежимов. НК РФ предусматривает следующие варианты:

  • упрощенная система (УСН)
  • «вмененка» (ЕНВД)
  • единый сельхозналог (ЕСХН)
  • патентная система (ПСН)

Каждый из этих режимов имеет свои условия для перехода, но в целом критерии можно объединить в следующие группы:

  1. Организационная форма и состав учредителей. Для ЕНВД и УСН доля организаций в уставном капитале ограничена 25%. А на патентную систему могут перейти только индивидуальные предприниматели.
  2. Масштаб бизнеса. Лимиты устанавливаются для выручки, численности персонала и стоимости объектов основных средств. Также ограничение предусмотрено и для предприятий, имеющих филиалы.
  3. Виды деятельности. Для УСН предусмотрены «запретные» сферы, например, банковские услуги или торговля подакцизными товарами. Всеми остальными видами деятельности на «упрощенке» заниматься можно (при соблюдении других ограничений). Для остальных трех спецрежимов, напротив, существуют только «закрытые» списки разрешенных направлений работы.

Как получить льготу по НДС

При использовании спецрежимов отдельного порядка оформления льготы по НДС не предусмотрено. Сам по себе переход на особый режим уже дает освобождение от этого налога. Далее бизнесмену необходимо только контролировать соблюдение ограничений: по составу учредителей, выручке, численности и т.п.

Важно!

Спецрежимы не всегда позволяют полностью освободиться от НДС. При использовании УСН, ЕНВД и ПСН этот налог нужно платить в следующих случаях:

  • при импорте товаров
  • для налоговых агентов
  • если бизнесмен ведет общий учет в рамках товарищества

До 2019 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, не являлись плательщиками НДС. С 01.01.2019 ситуация поменялась: бизнесмены на ЕСХН признаются налогоплательщиками НДС в общем порядке.

Важно!

Плательщики сельхозналога смогут получить освобождение от НДС в следующих случаях:

  • начало применения ЕСХН приходится на 2019 год;
  • ЕСХН применялся и раньше, за 2018 год выручка не превысила 100 млн рублей (за 2019 год — 90 млн. рублей, за 2020 год — 80 млн. рублей, за 2021 год — 70 млн. рублей, за 2022 и последующие годы — 60 млн. рублей).

«Микробизнесмены» с выручкой до 2 млн руб. в квартал для получения льготы должны подать заявление, а затем подтверждать право на освобождение от НДС каждые 12 месяцев (п. 3, 4 ст. 145 НК РФ). Аналогичные требования закон предъявляет и к резидентам проекта «Сколково». Они также должны заявить право на льготу и ежегодно подтверждать его (п. 3, 5 ст. 145.1 НК РФ).

Для получения льготы по отдельным видам операций нужно вести раздельный учет. Освобожденная от налога реализация отражается в специальном разделе 7 декларации по НДС.

 Льготные ставки 10% и 0% также отдельно указываются в налоговом отчете, для чего предусмотрены специальные строки и разделы.

Кроме того, для получения «нулевой» льготы установлен дополнительный механизм подтверждения (ст. 165 НК РФ).

Документы, подтверждающие льготу по НДС

Для «спецрежимников» само заявление о переходе на «особую» форму налогообложения уже подразумевает получение всех положенных льгот, в том числе и по НДС.

Резиденты «Сколково» и «микропредприниматели» должны подавать заявления, относящиеся именно к НДС. Кроме того, они обязаны предоставить документы, подтверждающие соблюдение установленных лимитов, а для «сколковцев» — еще и статус участника проекта.

Освобождение от НДС по отдельным категориям реализации предоставляется на основании декларации. Это же относится и к льготным ставкам 10% и 0%.

Льготная «нулевая» ставка применяется главным образом к экспортным операциям (п. 1 ст. 164 НК РФ). Поэтому для нее предусмотрен дополнительный механизм подтверждения. Бизнесмен должен предоставить документы, связанные с экспортом (контракты с иностранными партнерами, таможенные декларации и т.п.).

Как отказаться от льготы по НДС и зачем это нужно

Иногда бизнесмену бывает выгоднее или проще отказаться от льготы по НДС:

  1. «Микропредприятие» работает с крупными заказчиками, которые платят НДС. Поэтому клиентам невыгодно приобретать товар или услугу, по которой они не смогут возместить налог.
  2. Доля реализации, не облагаемой НДС, невелика, и поэтому нет смысла организовывать раздельный учет.
  3. Компания планирует разовую экспортную поставку на небольшую сумму и не хочет из-за этого «связываться» со сбором документов для подтверждения экспорта.

Итак, причины для неприменения льгот по НДС могут быть самыми разными. При этом следует учитывать ряд ограничений:

  1. При использовании спецрежимов отказ от льготы по НДС законом не предусмотрен.
  2. Отказ для «микропредприятий» возможен только через год после получения освобождения (п. 4 ст. 145 НК РФ).
  3. Для «сколковцев» после отказа повторно получить льготу будет невозможно (п. 4 ст. 145.1 НК РФ).
  4. При освобождении по отдельным видам реализации отказаться можно только в части тех категорий, которые указаны в п. 3 ст. 149 НК РФ. Срок действия отказа не может быть менее года (п. 5 ст. 149 НК РФ).
  5. Отказ от «нулевой» ставки также возможен не менее, чем на год (п. 7 ст. 164 НК РФ).

Как снизить налоги без риска

НДС — один из основных источников пополнения бюджета. Неудивительно, что налоговики уделяют ему повышенное внимание, особенно — если речь идет о применении льгот.

Читайте по теме: Банки будут выявлять схему уклонения от НДС

Чтобы повысить безопасность своего бизнеса, нужно планировать все операции с учетом «фискальных» последствий и применять только законные способы снижения налоговой нагрузки. В противном случае претензии проверяющих могут повлечь за собой доначисления и штрафные санкции, нередко исчисляемые миллионами рублей.

Если же предполагается заключение крупного контракта, то помощь налогового консультанта будет просто необходима. При подготовке сделки нужно максимально обезопасить себя, чтобы ваш бизнес в глазах налоговиков выглядел безупречно. Такую работу может выполнить только компания, обладающая многолетним опытом в решении проблем, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом.

Одно из направлений работы 1C-WiseAdvice — разработка налоговой стратегии. Варианты снижения фискальной нагрузки с помощью льгот и других законных методов мы прорабатываем, исходя из особенностей бизнеса клиента, а также с учетом требований ст. 54.1 НК РФ.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/nalogovye-lgoty-po-nds/

В каких случаях можно отказаться от освобождения по уплате ндс – налогобзор.инфо

Отказ льготы по ндс

  • 1. Период отказа
  • 2. Заявление об отказе

Право на отказ

По некоторым операциям, освобожденным от обложения НДС, организация может платить этот налог (т. е. отказаться от освобождения). Перечень таких операций установлен в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • безвозмездная передача товаров в рамках благотворительной деятельности (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб. за одну единицу (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация жилых домов (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

Организация самостоятельно решает, использовать или не использовать освобождение по таким операциям. Если организация применяет освобождение, то НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении таких операций, принять к вычету нельзя. Суммы входного налога включите в стоимость таких товаров (работ, услуг) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Внимание: освобождение отдельных операций от обложения НДС не всегда является льготой.

В обиходе освобождение от уплаты НДС по статье 149 Налогового кодекса РФ часто называют льготой. Однако между двумя этими понятиями есть существенная разница.

Налоговый кодекс определяет понятие «льгота» как преимущество, которое предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков, по сравнению с другими налогоплательщиками (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Как правило, использование льготы обусловлено принадлежностью плательщика к определенной отраслевой или социальной группе (например, медицинские или образовательные организации) либо его статусом (например, некоммерческая организация).

Некоторые положения статьи 149 Налогового кодекса РФ предусматривают освобождение от НДС без каких-либо ограничений.

Они устанавливают круг операций, которые не подлежат налогообложению просто по факту их совершения. Независимо от того, кто именно их совершает.

К ним относятся, например, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ). Льготными такие операции не являются.

В то же время ряд положений статьи 149 Налогового кодекса РФ, которые устанавливают освобождение от НДС для конкретных категорий плательщиков, носят характер налоговых льгот. К таким, например, относятся:

  • столовые образовательных и медицинских организаций (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • религиозные организации (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • общественные организации инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

В чем практическая разница между льготой и освобождением от НДС? В частности, в процедуре проведения камеральной проверки налоговой декларации. Если организация применяет льготу, при проверке инспекция вправе затребовать у нее документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ). Если же организация пользуется освобождением, требовать у нее такие документы неправомерно.

Такой вывод изложен в пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 декабря 2014 г. № 03-07-15/61906.

Иногда организации выгоднее не использовать освобождение по НДС. В таком случае откажитесь от него (приостановите использование). Такое право организациям предоставлено пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Входной НДС по операциям, по которым организация отказалась от освобождения, при соблюдении прочих условий принимайте к вычету (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Совет: организации выгодно отказаться от освобождения от НДС в следующих случаях:

  • при экспорте (поскольку, используя освобождение, организация теряет право применять ставку 0%);
  • при отказе покупателей заключать договора на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), если в их стоимость не включен НДС;
  • если отказ от освобождения от НДС приведет к увеличению прибыли организации (увеличение прибыли возможно, если у организации достаточно большие суммы входного налога и покупатель согласен приобрести товар по повышенной цене);
  • если трудно вести раздельный учет по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от налогообложения.

Отказаться от использования освобождения можно только в отношении всех операций, предусмотренных тем или иным подпунктом пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Причем отказ в рамках одного подпункта, в котором перечислено несколько операций, допускается только в отношении всех их сразу.

Например, подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение в отношении реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (т. е перечислены три операции).

Если организация решила отказаться от освобождения по этому основанию, то отказаться можно только в отношении сразу всех перечисленных операций (реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей), а не в отношении какой-то одной (например, только по реализации жилых домов).

При этом по операциям, предусмотренным другими подпунктами пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, от освобождения можно не отказываться (письмо ФНС России от 8 августа 2006 г. № ШТ-6-03/784).

Пример отказа от освобождения по одному основанию, но сохранение его по другому основанию

ООО «Альфа», занимаясь реализацией изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, имеет право на освобождение от обложения НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, во время рекламных кампаний организация дарит подарки покупателям, приобретающим крупные партии товаров. Освобождение от обложения НДС операций по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение или изготовление которых не превышают 100 руб. за единицу, предусмотрено подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

29 декабря 2015 года «Альфа» представила в свою налоговую инспекцию заявление с намерением приостановить на год действие освобождения по операциям, указанным в подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).

Таким образом, организация имеет право приостановить действие освобождения по операциям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, на период с 1 января по 31 декабря 2016 года.

В то же время при выполнении всех необходимых условий с 1 января по 31 декабря 2016 года сможет применять освобождение по операциям, связанным с передачей товаров (работ, услуг) в рекламных целях (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Отказаться от освобождения в отношении каких-либо конкретных покупателей нельзя. Если организация отказалась от освобождения, НДС предъявляйте всем покупателям (абз. 2 п. 5 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: нужно ли закреплять отказ от освобождения по уплате НДС в учетной политике для целей налогообложения?

Нет, не нужно. Налоговый кодекс такого требования не содержит.

Кроме того, отказаться от освобождения организация сможет только в том случае, если уведомит об этом налоговую инспекцию. Причем сделать это надо до начала налогового периода, с которого организация намерена отказаться от освобождения (п. 5 ст. 149 НК РФ). Поэтому отражать в учетной политике для целей налогообложения тот факт, что организация решила отказаться от освобождения, не нужно.

Период отказа

Отказаться от освобождения можно как минимум на год (абз. 3 п. 5 ст. 149 НК РФ). Например, если организация откажется от освобождения с I квартала 2016 года, то вновь начать его использование она сможет только с I квартала 2017 года.

После того как срок отказа от освобождения истечет, НДС по операциям, предусмотренным в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не начисляйте и счета-фактуры покупателям не выставляйте (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

При этом придется восстановить входной НДС, принятый к вычету в период отказа от освобождения, по товарам (работам, услугам), которые будут использованы в операциях, освобожденных от налогообложения (т. е. после истечения срока отказа от освобождения) (п. 3 ст. 170 НК РФ).

О том, что организация возобновляет применение освобождения, следует известить налоговую инспекцию. Сделать это можно с помощью заявления в произвольной форме.

Подать такое заявление необходимо не позднее 1-го числа первого месяца квартала, начиная с которого организация снова будет применять освобождение по НДС.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 августа 2014 г. № 03-07-РЗ/39083.

Ситуация: что будет, если организация прекратит использование освобождения по уплате НДС, предварительно не отказавшись от него? При реализации освобожденных от налога товаров (работ, услуг) организация будет выставлять счета-фактуры с выделенным НДС и передавать их покупателям.

В отношении операций, по которым организация прекратила применять освобождение, она будет признана плательщиком НДС. Сумму налога, выделенную в счетах-фактурах при реализации товаров (работ, услуг) без освобождения, нужно перечислить в бюджет (подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ).

При этом входной НДС по товарам (работам, услугам), которые были приобретены для данных операций, организация сможет принять к вычету на общих основаниях.

Если же ранее организация включила входной НДС в стоимость товаров (работ, услуг), ей следует скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль и подать уточненную декларацию.

Такая позиция отражена в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33. Несмотря на то что этот документ обязателен только для арбитражных судов (п. 2 ст. 13 Закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ, п. 1 ст. 3 Закона от 4 июня 2014 г.

№ 8-ФКЗ), им могут руководствоваться и налогоплательщики. Разъяснения контролирующих ведомств, в которых отражена другая точка зрения, на практике не применяются (письма Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 и ФНС России от 26 ноября 2013 г.

№ ГД-4-3/21097).

Заявление об отказе

Для отказа от освобождения подайте или отправьте в инспекцию заявление в произвольной форме (п. 5 ст. 149 НК РФ). В заявлении укажите:

  • срок, в течение которого организация не будет использовать освобождение;
  • операции, предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, в отношении которых не будет использоваться освобождение (абз. 2 п. 5 ст. 149 НК РФ).

Пример подачи заявления об отказе от освобождения по НДС

ООО «Альфа» безвозмездно передает товары в рамках благотворительной деятельности. Такие операции освобождены от обложения НДС (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Другие операции, освобожденные от налогообложения, организация не осуществляет.

Поэтому, чтобы не вести раздельный учет операций для расчета НДС, с I квартала 2016 года организация решила отказаться от освобождения по данному виду деятельности. 1-е число первого месяца квартала (т. е.

1 января 2016 года) приходится на праздничный день. Поэтому заявление об отказе от освобождения было представлено в налоговую инспекцию 11 января 2016 года.

Совет: копии заявления об отказе от освобождения выдавайте всем покупателям, которые приобретают у вашей организации товары, упомянутые в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Это избавит их от проблем с вычетом НДС. Иначе инспекторы могут не согласиться с тем, что покупатель принял к вычету налог по товарам, которые по умолчанию освобождены от НДС.

Заявление об отказе от освобождения подайте или отправьте по почте в налоговую инспекцию не позднее 1-го числа первого месяца квартала, с которого организация решила не пользоваться освобождением (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Например, чтобы не применять освобождение со II квартала, заявление следует подать не позднее 1 апреля. Если этого не сделать, то во II квартале освобождение нужно будет применять. Отказаться от него организация сможет только со следующего квартала (т. е. с 1 июля).

В этом случае заявление должно быть представлено в налоговую инспекцию не позднее 1 июля.

Если 1-е число первого месяца квартала, с которого организация решила отказаться от освобождения, приходится на выходной день или праздник, заявление подайте в первый же рабочий день, следующий за выходным (праздником). Это следует из положений пункта 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-37-3/10064.

Ситуация: может ли организация отказаться от освобождения в середине квартала – непосредственно до того, как будут реализованы освобожденные от налога товары (работы, услуги)?

Нет, не может.

Заявление об отказе от освобождения нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 1-го числа того налогового периода, с которого организация решила не пользоваться освобождением (п. 5 ст. 149 НК РФ). Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Поэтому отказаться от освобождения в течение налогового периода нельзя.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/nds/mozhno_li_otkazatsja_ot_lgoty_po_nds/1-1-0-31

Арбитражная практика: нарушение порядка отказа от льготного налогообложения НДС | Контур.НДС+

Отказ льготы по ндс

В соответствии с пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса России, ряд хозяйственных операций не подлежит обложению НДС. Эти операции освобождаются от налога по умолчанию, то есть у компаний и предпринимателей не возникает обязанности уведомлять ФНС о применении льготного налогообложения.

В то же время законом предусмотрены условия и порядок отказа от указанного налогового освобождения. Это значит, что налогоплательщик по своему желанию может исчислять и уплачивать НДС по этим операциям в общем порядке. При этом он, как и прочие плательщики налога, имеет право заявлять суммы «входного» НДС к вычету.

Преимуществом отказа от льготного обложения НДС является отсутствие необходимости вести раздельный налоговый учет по облагаемым и необлагаемым операциям.

Порядок отказа от налогового освобождения

Согласно пункту 5 статьи 149 НК РФ, если налогоплательщик желает отказаться от предусмотренного законом налогового освобождения, он обязан уведомить об этом ФНС.

Нужно представить в территориальный орган службы заявление в свободной форме, в котором сообщить о намерении отказаться от льготного налогообложения.

Сделать это необходимо не позднее 1-го числа того налогового периода, начиная с которого компания или ИП желает уплачивать НДС.

При этом существуют определенные условия, которые должны быть выполнены «отказником». Прежде всего, отказаться от освобождения от НДС нельзя меньше чем на один год.

Кроме того, отказ будет действовать в отношении всех операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ.

К тому же у компании (ИП) не будет возможности выбирать, применять или нет освобождение от НДС в зависимости от приобретателя товаров (работ, услуг).

На практике налогоплательщики порой пытаются применить отказ от льгот по НДС ретроспективно. Они подают заявление в ФНС либо во время налогового периода, в котором планировали платить НДС, либо не подают вообще, либо и вовсе делают это «задним числом». Между тем это может привести к спорам с налоговой службой и судебным разбирательствам.

Арбитражная практика

В июле 2015 года Арбитражный суд Московского округа рассматривал одно из таких дел. Управляющая компания (УК) с 2010 по 2012 год применяла положенное ей в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождение от НДС. При этом суммы «входного» налога отражались в составе затрат, учитываемых при формировании базы по налогу на прибыль.

Спустя год после указанного периода УК подала уточненные декларации по НДС с суммами налога к возмещению. Затем компания направила в налоговую инспекцию заявление об отказе от льготного налогообложения по НДС в рассматриваемом периоде. В ФНС посчитали, что УК нарушила установленный законом порядок отказа от налогового освобождения, и не приняли суммы НДС к вычету.

Таким образом, дело оказалось на рассмотрении арбитров.

В ходе судебного разбирательства УК скорректировала свои обязательства по налогу на прибыль за 2010–2012 годы.

Однако это ей не помогло: суд вынес решение в пользу налоговой службы и указал, что отказаться от льготного налогообложения можно исключительно на основании заявления, поданного до наступления налогового периода, в который предполагается начать исчислять НДС (постановление АС МО от 23.07.

2015 № Ф05-9189/2015 по делу № А40-144426/14). Такой порядок, по мнению арбитров, призван поддержать систему налогообложения в устойчивом и стабильном состоянии, а также своевременно планировать поступления в бюджет.

Аналогичная ситуация рассматривалась в начале прошлого года Арбитражным судом Поволжского округа.

Разница заключалась лишь в том, что в этом случае компания подала заявление об отказе от льготного налогообложения до подачи уточненных деклараций, в которых был отражен НДС к возмещению.

Однако существенного влияния этот факт не оказал, поскольку арбитры также встали на сторону налоговой инспекции и признали отказ в возмещении НДС правомерным (постановление АС ПО от 28.01.2015 № Ф06-19353/2013, Ф06-20058/2013 по делу № А55-6412/2014 ).

Таким образом, в подобных ситуациях арбитражные суды приходят следующим выводам. Нельзя «задним числом» отказаться от налогового освобождения в том случае, когда налогоплательщик исполнял свои обязательства перед бюджетом с учетом права на льготу и включал сумма «входного» НДС в расходы по налогу на прибыль.

Решающий фактор — добросовестность намерений

А вот сам по себе факт неподачи в установленный законом срок заявления об отказе от налогового освобождения не может, по мнению судей, являться основанием для отказа в вычете НДС. Во всяком случае, именно так рассудили арбитры в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 № 09АП-7142/2015.

Дело в том, что пункт 5 статьи 149 НК РФ, который устанавливает срок подачи заявления об отказе от налогового освобождения, не содержит нормы о наступлении правовых последствий в результате нарушения этого срока.

Другими словами, этот пункт не предусматривает наказания для пропустившей срок компании в виде запрета на вычет «входного» НДС.

Поэтому если организация своевременно не подала заявление, но при этом в течение налогового периода не использовала освобождение от НДС и исчисляла его по необлагаемым операциям в общем порядке, отказ в вычете арбитры считают неправомерным.

Однако в рассмотренных выше случаях все было с точностью до наоборот. Компании сначала пользовались льготами на протяжении нескольких лет, а затем ретроспективно заявляли об отказе от них. По мнению судов, добросовестный налогоплательщик не будет заявлять об отказе от налогового освобождения после того, как им воспользовался, тем более спустя несколько лет.

Как суд определяет факт отказа от льгот

Как было сказано выше, даже если заявление об отказе от льготного налогообложения не было подано в установленный срок, суды могут признать, что отказ от налогового освобождения все же состоялся. При этом арбитры опираются на отражение в налоговых декларациях сумм НДС, исчисленных без учета льгот, то есть когда освобожденные операции облагаются налогом в общем порядке.

Кроме того, такие декларации должны быть поданы в сроки, предусмотренные законом для представления соответствующей отчетности. При этом подразумевается, что налогоплательщик нарушил требования пункта 5 статьи 149 НК РФ лишь формально.

Ведь исчисляя НДС по освобожденным операциям, он тем самым совершил конклюдентные действия, которые свидетельствуют о фактическом отказе от льготного налогообложения.

Источник: https://kontursverka.ru/stati/1891

Возможен ли ретроспективный отказ от льготы по НДС? — Audit-it.ru

Отказ льготы по ндс

Е. А. Логинова

Журнал “НДС: проблемы и решения” № 3/2016

ФНС считает: факт неотражения налогоплательщиком льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период не означает отказ от нее. Реализовать право на льготу можно, например, подав уточненную декларацию. А можно ли отказаться от применения освобождения от уплаты НДС «задним» числом?

Специалисты ФНС в Письме от 31.12.2015 № ЕД-4-2/23367@ указали, что факт неотражения налогоплательщиком льготы (например, в виде освобождения от уплаты НДС по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ) при составлении декларации за конкретный налоговый период не означает отказ от нее в этом периоде.

Реализовать право на не использованную ранее льготу можно, скажем, путем подачи уточненной налоговой декларации.

А допустимо ли отказаться от освобождения от уплаты НДС, что называется, «задним числом»? Вправе ли налогоплательщик включить в состав вычетов суммы налога (ранее учтенные в базе по налогу на прибыль), скорректировав налоговые обязательства?

Вначале приведем несколько важных (на наш взгляд) тезисов, сформулированных ФНС в упомянутом письме, в котором (к слову) разбирался вопрос о порядке действий налоговиков, выявивших в ходе выездной налоговой проверки факт завышения доходов по налогу на прибыль и суммы НДС. Вот что по этому поводу (а также по поводу порядка применения расчетного метода при установлении размера налоговых обязательств налогоплательщика) пояснило ведомство.

  1. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды[1] является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
  2. В тех случаях, когда налоговым органом доказано получение необоснованной налоговой выгоды (например, в виде неправомерно заявленных расходов или вычетов по НДС) и не опровергнуто реального факта приобретения товаров (работ, услуг), действительные обязательства по налогу на прибыль подлежат определению на основании данных о самом налогоплательщике и (или) об аналогичных налогоплательщиках в порядке ст. 31 НК РФ. В свою очередь, отказ в вычетах по НДС возможен, если налоговым органом доказан факт осуществления действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, и (или) непроявления должной осмотрительности при выборе контрагента.
  3. В случае установления налоговым органом фактов необоснованного завышения расходов при исчислении налога на прибыль и вычетов по НДС соответствующие суммы налога на прибыль и НДС, уплаченные с реализации, корректировке не подлежат.
  4. Президиум ВАС в Постановлении от 25.06.2013 № 1001/13 по делу № А40-29743/12-140-143 указал на обязанность налогового органа при установлении фактов неправомерного неисчисления налога ввиду неверного применения норм налогового законодательства учитывать права налогоплательщика, которые тот не мог применить в отсутствие соответствующего правового регулирования. По мнению ФНС, аналогичная по своей сути позиция изложена Пленумом ВАС в п. 5 Постановления от 30.07.2013 № 57 (о реализации права на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, посредством в том числе подачи уточненной налоговой декларации).

Итак, ФНС в Письме № ЕД-4-2/23367@ призывает территориальные налоговые органы при выявлении фактов неправомерного неисчисления налога (а также при определении размера налоговых обязательств расчетным путем) учитывать установленные налоговым законодательством права налогоплательщиков, которые тот по объективным причинам не мог реализовать.

Право на освобождение от НДС и отказ от него

Операции, перечень которых приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ, не подлежат обложению НДС. В их числе реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями (УК), ТСЖ и т. п., а также реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) УК, ТСЖ и т. п. (пп. 29 и 30).

Добавим: Налоговый кодекс не требует от налогоплательщика уведомления контролеров о применении освобождения от обложения НДС в отношении операций, поименованных в п. 3 ст. 149 НК РФ.

В то же время налогоплательщик, осуществляющий операции из указанного перечня, в соответствии с п. 5 названной статьи вправе отказаться от льготы или приостановить ее использование на один либо несколько налоговых периодов.

Для этого в налоговую инспекцию по месту учета следует представить заявление в свободной форме (поскольку специальная форма не предусмотрена) в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Но это еще не все. В норме приведены существенные условия такого отказа. Перечислим их:

  • отказ (приостановление) возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ;
  • недопустимо, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг);
  • невозможен отказ от освобождения на срок менее одного года.

Если заявление не представлено или подано с просрочкой, налогоплательщику придется применять льготу. Отказаться от нее он сможет только со следующего квартала при условии, что заявление подано в срок.

Словом, порядок отказа от освобождения упомянутых операций от налогообложения четко регламентирован законодательством и не требует расширительного толкования. На это обстоятельство указывают и контролирующие органы (см. письма Минфина России от 12.11.2015 № 03-07-14/65155, ФНС России от 17.07.

2015 № СА-4-7/12693@), и арбитры (см. Определение ВС РФ от 29.09.2014 № 305-КГ14–1990 по делу № А40-139691/2013).

Отказ от льготы означает, что налогоплательщик, реализуя товары, работы или услуги, должен осуществлять исчисление НДС в общеустановленном порядке.

Причем у него возникает право на вычет «входного» налога и значительно облегчается налоговый учет операций, поскольку отпадает необходимость ведения (в силу п. 4 ст.

 149 НК РФ) раздельного учета «входного» НДС по облагаемым и необлагаемым операциям.

На практике налогоплательщики нередко игнорируют требования п. 5 ст. 149 НК РФ и подают заявление об отказе от льготы «задним числом», то есть с нарушением указанного срока. К каким последствиям это приводит, рассмотрим на примерах из арбитражной практики.

Ситуации из практики

Представим кратко спорную ситуацию, которая была рассмотрена в Постановлении АС МО от 23.07.2015 № Ф05-9189/2015 по делу № А40-144426/14.

Согласно первичным декларациям за 2010 – 2012 годы компания применяла налоговую льготу, предусмотренную пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ. Впоследствии в 2013 году она представила уточненные декларации, отразив в них суммы НДС к возмещению.

При этом заявление об отказе от освобождения льготируемых операций от налогообложения компания направила в инспекцию не до, а после подачи уточненных деклараций (это существенный момент).

Причем организация скорректировала обязательства по налогу на прибыль за спорные периоды (ранее при расчете данного налога она учла суммы «входного» НДС в составе затрат) лишь в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.

Рассмотрев представленные в дело доказательства, арбитры констатировали: отказ от использования льготы осуществляется исключительно по заявлению налогоплательщика, сделанному до наступления налогового периода, в котором он планирует применять общую систему налогообложения, то есть формировать налоговую базу с учетом всех поступлений за товары (работы, услуги), уменьшая ее на суммы вычетов, предъявленные поставщиками. Такой порядок содействует устойчивости и стабильности налогообложения, позволяет своевременно и с достаточной степенью достоверности планировать бюджетные поступления.

В итоге вердикт судей был таков.

Вывод арбитров

Ретроспективный отказ от льготного налогообложения в случае, если в течение налогового периода налогоплательщик определял свои налоговые обязательства перед бюджетом, исчисляя НДС с учетом права на освобождение от уплаты названного налога, а уплаченные поставщикам суммы НДС отражал в базе по налогу на прибыль, невозможен.

В Постановлении АС ПО от 28.01.2015 № Ф06-19353/2013, Ф06-20058/2013 по делу № А55-6412/2014 (к нему вернемся чуть позже) спор возник в схожей ситуации.

Правда, последовательность действий УК в данном случае была иной: она сначала подала заявление об отказе от льготы и только потом – уточненные налоговые декларации с суммой налога к возмещению.

Однако обозначенное обстоятельство не помогло организации, поскольку арбитры признали правомерным отказ налоговой инспекции в возмещении НДС.

К каким еще выводам приходили судьи при рассмотрении обозначенных споров?

Установленный п. 5 ст. 149 НК РФ срок не является пресекательным, если льгота не использовалась

Вновь обратимся к делу № А40-144426/14, а точнее к судебному акту апелляционной инстанции – Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 № 09АП-7142/2015. Арбитры отметили: в п. 5 ст.

 149 НК РФ не содержится указания на такое правовое последствие (санкцию), как лишение права налогоплательщика на вычет (возмещение) НДС при его пропуске. Предусмотренный данной нормой срок не носит пресекательный характер и не может являться основанием для отказа в праве на применение вычетов по НДС.

Статьи 170 – 172 НК РФ не содержат такого ограничения права на вычет, как пропуск указанного срока.

Поскольку налоговое законодательство не предусматривает последствия несоблюдения срока на подачу заявления, не указывает на утрату права на отказ от льготы и права на применение вычетов по НДС, несвоевременное представление налогоплательщиком подобного заявления само по себе не может являться основанием для признания незаконным применения общей системы налогообложения. Ведь порядок отказа от освобождения от налого­обложения носит уведомительный характер и предусматривает безусловный отказ налогоплательщика от освобождения от налогообложения.

Отметим: изложенная позиция не является откровением.

Действительно, некоторые арбитры (с подачи налогоплательщиков) высказывают мнение об уведомительном характере порядка отказа от льготного налогообложения при рассмотрении налоговых споров, возникающих относительно применения положений п. 5 ст. 149 НК РФ[2]. Примером тому является Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2014 по делу № А40-123621/14[3].

Однако к успеху (для налогоплательщиков) данная позиция, как правило, приводит в тех ситуациях, когда налогоплательщик, нарушивший срок подачи заявления об отказе от льготы, фактически ею не пользовался.

В деле № А40-144426/14 все было ровно наоборот. В связи с этим окружные арбитры указали на несостоятельность выводов суда апелляционной инстанции применительно к рассматриваемому спору.

Добросовестный плательщик спустя три года от льготы не отказывается

В качестве обоснования данного тезиса считаем нужным привести выводы из мотивировочной части Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу № А55-6412/2014 (об этом деле мы говорили выше).

При возникновении споров о том, произошел ли отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает отказ от ее использования в этом периоде.

Фактическое отражение в декларации сумм налога без учета освобождения операций от налогообложения может иметь правовое значение, если оно имело место в сроки, предусмотренные налоговым законодательством для представления соответствующей декларации.

В этом случае нужно было бы опираться на то, что хотя налогоплательщик и не выполнил формальное требование закона о подаче заявления об отказе от льготы, он своевременно совершил конклюдентные действия, свидетельствующие о таком отказе.

Между тем в рассматриваемой ситуации подача уточненной декларации через три года не подтверждает факта отказа налогоплательщика от льготы в установленный законом срок.

Окружные арбитры поддержали позицию апелляции.

В Постановлении № Ф06-19353/2013, Ф06-20058/2013 они отметили: поскольку фактически льгота применялась обществом в спорном периоде при исчислении налога и отказ от освобождения операций от налогообложения не подтвержден заявлением, поданным в срок, установленный п. 5 ст. 149 НК РФ, основания полагать, что налогоплательщик отказался от имеющейся у него льготы, отсутствуют.

* * *

Подведем итоги. В ситуации, когда действия налогоплательщика прямо свидетельствуют о применении им льготного порядка налогообложения, отказ от льготы «задним числом» (то есть ретроспективно) при установлении обстоятельств, свидетельствующих о злоупотреблении налогоплательщиком обозначенного права, едва ли будет признан правомерным.

Исходя из судебной практики к обстоятельствам, указывающим на злоупотребление компанией права, относятся, в частности:

  • подача уточненной декларации через несколько лет после первичной (поздний отказ от использования освобождения от налогообложения может привести к невозможности осуществления мероприятий налогового контроля из-за законодательного ограничения их сроков);
  • «входной» НДС одновременно отнесен к вычетам (впоследствии заявлен к возмещению) и учтен в затратах (уменьшает налогооблагаемую прибыль).
[1] Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. [2] В обоснование данной точки зрения арбитры, как правило, ссылаются на п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.

2014 № 33 (здесь сформирована правовая позиция о том, что нарушение срока на совершение действия не влечет для налогоплательщика негативных последствий, если иное прямо не установлено законом), Определение ВАС РФ от 16.06.

2008 № 7541/08 по делу № А60-15325/07 и другие решения кассационных инстанций с аналогичными выводами.

[3] В мотивировочной части данного судебного акта этот вопрос исследован очень подробно. Справедливость сделанных в нем выводов подтверждена в Определении ВС РФ от 31.08.2015 № 305-КГ15-9693.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/860165.html

Нет исков
Добавить комментарий