Налоговые льготы являются обязательным элементом любого налога

Элементы налогообложения

Налоговые льготы являются обязательным элементом любого налога

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения!

Элементами налогообложения являются:

  1. объект налогообложения;
  2. налоговая база;
  3. налоговый период;
  4. налоговая ставка;
  5. порядок исчисления налога;
  6. порядок и сроки уплаты налога;
  7. налоговая льгота.

1. Объект налогообложения — юридические факт, которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. В законе о каждом налоге говорится, о том, при наличии каких обстоятельств возникает обязанность уплаты.

Понятию «О.Н.» (объект налогообложения) близок по значению термин «предмет налогообложения». Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно. Земельный участок является предметом налогообложения (П.Н.).

2. Налоговая база (Н.Б.) (основа налога) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Так, если объектом является прибыль, то Н.Б. — это ее величина в стоимостном исчислении.

3. Налоговый период (Н.П.) — календарный год (другой период времени), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

4. Налоговая ставка (Н.С.) (норма налогообложения) — величина налога на единицу обложения

  • денежную единицу дохода (если это, например доходы от денежного капитала)
  • единицу земельной площади
  • измерения товара и т.д.

Налоговая ставка (Н.С.) выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, обычно называется налоговой квотой.

Основные виды налоговой ставки:

  • твердые ставки — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов;
  • пропорциональные ставки — действуют в одинаковом проценте к доходу без учета его величины;
  • прогрессивные ставки — возрастают по мере роста облагаемого дохода.

5. В первую очередь порядок исчисления налога зависит от законов, где дано определение налогооблагаемой базы, исходящей из:

  • состава затрат;
  • расходов;
  • убытков;
  • льгот и иных экономических нормативов.

Все это определяет реальный доход (прибыль), стоимость и иные объекты налогообложения.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, которая подлежит уплате за налоговый период, исходя из:

  • сложившейся по данным учета налоговой базы
  • существующей налоговой ставки
  • имеющихся налоговых льгот.

Именно налогоплательщик несет ответственность за своевременное и правильное исчисление суммы налога. Не дожидаясь письменных уведомлений налогового органа, сам должен принять все от него зависящие меры, чтобы сумма налога была исчислена, и чтобы это было сделано своевременно!

Исчисляя сумму налога, налогоплательщик должен учитывать следующие элементы налогообложения:

  • налоговый период (статья 55 НК РФ);
  • налоговую базу (статья 53 НК РФ);
  • налоговую ставку (статья 53 НК РФ);
  • налоговые льготы (статья 56 НК РФ).

Обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена:

  1. на налоговый орган
  2. на налогового агента.

6. Порядок и сроки уплаты налога — (смотри — «Налогообложение» Глава девятая — 1 (Что такое налог и налогообложение) — «Порядок и сроки уплаты налогов (сборов)»)

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с налоговым законодательством;

7.

Налоговые льготы — предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут иметь индивидуальный характер.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Собственность

СПРАВКА:
СОБСТВЕННОСТЬ (С.):

1. как экономическая категория представляет собой общественно-производственное отношение по поводу присвоения лицами — индивидуумами и коллективами — предметов природы, естественных и созданных трудом;

2. как юридическая категория означает принадлежность имущества определенным лицам — индивидам или коллективам на определенных условиях и в определенных формах (право собственности в субъективном смысле).

Конституция РФ (скачать) и Гражданский Кодекс РФ (скачать часть 1 , скачать часть 2 , скачать часть 3 , скачать часть 4) признают и гарантируют равноправие следующих форм собственности:

  • государственной (федеральной и субъектов РФ);
  • муниципальной;
  • частной.
  • Конституция РФ допускает также существование иных форм С.

3. Гражданско-правовой институт, представляющий совокупность юридических норм, регулирующих экономические отношения С. методами гражданского права (право собственности в объективном смысле);

4. Само имущество, принадлежащее какому-либо субъекту на праве С.

СПРАВКА:

Право собственности (П.С.):

  • в объективном смысле совокупность правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности (присвоенности) материальных благ конкретным лицам, один из центральных институтов гражданского права;
  • в субъективном смысле — право конкретного лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе непосредственно в пределах закона и независимо от воздействия других лиц.

По своему содержанию П.С. является самым широким из всех вещных прав:

  • собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом;
  • собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц;
  • в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность, передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать его в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. (ст. 209 ГК РФ).

Статья 212 ГК РФ признает:

  • Частную
  • Государственную
  • Муниципальную
  • Иные формы собственности.

Имущество может находиться в собственности:

  • Физических лиц
  • Юридических лиц
  • Самой РФ
  • Субъектов РФ
  • Муниципальных образований.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Права всех собственников защищаются равным образом.

Рекомендованные статьи

Источник: https://bizlana.ru/nalogooblozhenie-glava-devyataya-3-elementy-nalogooblozheniya/

5.2. Обязательные и факультативные элементы налога и сбора

Налоговые льготы являются обязательным элементом любого налога

Обязанность плательщика по уплате налога устанавливается совокупностью элементов юридического состава налога. Выделяют обязательные (существенные) элементы и факультативные элементы.

Обязательные (существенные) элементы юридического состава налога – это элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные (обязательные) элементы налогообложения:

1) объект налогообложения. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учетом положений гл. 7 “Объекты налогообложения” НК РФ.

Объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога;

2) налоговая база. Налоговая база является основой налога – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации;

3) налоговый период. Налоговый период – это период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Является одним из обязательных элементов налога.

Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговый период и порядок его исчисления устанавливаются НК РФ;

4) налоговая ставка. Налоговая ставка является величиной налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.

В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.

Выделяют три основных вида налоговых ставок: твердые (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров налоговой базы); пропорциональные – действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учета ее величины и прогрессивные – возрастают по мере роста налоговой базы;

5) порядок исчисления налога. Порядок исчисления суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;

6) порядок и сроки уплаты налога. Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются ст. 174 НК РФ. Уплата налога может производиться как добровольно, так и принудительно. При добровольной уплате налога (сбора) она производится двумя способами:

– разовой уплатой всей суммы налога;

– по частям (уплатой авансовых платежей в течение налогового периода, по окончании которого производится перерасчет).

Более конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу отдельными законодательными актами.

Так, порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ, региональных налогов – законами субъектов РФ, местных налогов – нормативными правовыми актами представительными органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Все налоги и сборы могут быть уплачены как в наличной, так и в безналичной форме.

Выделяют три основных способа уплаты налога:

– по декларации;

– у источника выплаты дохода;

– кадастровый способ уплаты налога.

Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации, т.е. в российских рублях. В иностранной валюте налоговые платежи вправе совершать иностранные организации и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Сроки уплаты налога (сбора) устанавливаются, изменяются нормативными правовыми актами о налогах и сборах применительно к каждому налогу (сбору).

Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно совершиться.

Обязательные (существенные) элементы налога должны быть установлены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Факультативные элементы юридического состава налога – это элементы, отсутствие которых не влияет на определенность налога.

Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам:

1) порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;

2) ответственность за налоговые правонарушения;

3) налоговые льготы.

В соответствии со ст. 12 НК РФ законодательные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные или местные налоги и сборы, определяют в нормативных и правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения:

– налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

– порядок и сроки уплаты налога;

– налоговые льготы.

Дополнительные элементы налогов – это элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны присутствовать при установлении налогового обязательства:

1) предмет налога – объект материального мира, с наличием которого закон связывает возникновение налоговых обязательств;

2) масштаб налога – единица налога, используемая для количественного выражения налоговой базы;

3) единица налога – тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы;

4) источник налога – резерв, используемый для уплаты налога: доход и капитал налогоплательщика;

5) налоговый оклад – размер налога денежного сбора;

6) получатель налога – бюджет либо внебюджетный фонд.

Глава 5. ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ НАЛОГА И СБОРА

5.1. Налог как правовая категория

5.2. Обязательные и факультативные элементы налога и сбора

5.3. Функции налога и сбора

5.4. Виды налогов и сборов, основания их классификации

5.5. Квазиналоги

К содержанию

О ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМАХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕСогласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из различных оснований. Такими основаниями являются в том числе как действия, предусмотренные законом, так и действия граждан и юридических лиц, хотя и не предусмотренные законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождающие гражданские права и обязанности.

Page 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИЗалогом успеха любого предприятия является грамотно выстроенная социальная политика, базирующаяся на эффективном использовании человеческих ресурсов. Реализация социальных программ и наполнение социального пакета, включающего определенный набор гарантий и льгот – все это разрабатывается в соответствии с особенностями жизнедеятельности сотрудника организации и создано с целью оказания его полной социальной защиты.

Page 4

ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИВ работе исследуется проблема общесоциального предупреждения экологической преступности в Российской Федерации. В качестве одного из относительно новых средств такого предупреждения рассматривается развитие так называемого «экологического» туризма. Предлагается использовать позитивный опыт стран Евросоюза и Японии в деятельности по повышению экологической культуры населения.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИВ статье проводится анализ социальных последствий экологической преступности. Обращено особое внимание на то, что социальные последствия экологической преступности проявляются в том, что помимо очевидного вреда окружающей среде и животному миру наносится существенный урон экономическим интересам Российской Федерации.

Page 5

ОСОБЕННОСТИ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМАТуризм – одно из наиболее активных явлений современного общества. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень формирования всемирного сообщества в целом, а во многих государствах является базовой отраслью экономики.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ УПРУГОСТИ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСТ 24452-80)Модуль упругости определяют путем постепенного (ступенями) нагружения образцов-призм или образцов-цилиндров стандартных размеров осевой сжимающей или изгибающей нагрузкой, составляющей до 30% разрушающей, измеряя в процессе нагружения образцов величину их деформации. Модуль упругости следует определять на образцах-призмах квадратного сечения или цилиндрах круглого сечения с отношением высоты к ширине (диаметру), равным 4.

Page 7

У каждого дома есть коробки и банки с пуговицами, которые собирали заботливые мамы и бабушки во времена тотального дефицита. Сейчас пуговицы совсем другие, и старые стали совершенно не нужны. Но не спешите их выбрасывать, если у вас есть немного свободного времени. Позвольте раскрыться своим творческим способностям.

Page 8

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНОГО ПЛАЗМОЛИЗА РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯВ настоящее время вопросам внедрения интенсивных, энергосберегающих технологий, минимально негативно влияющих на экологическую и пищевую безопасность, уделяется особое внимание, особенно при производстве продуктов питания. К таким технологическим операциям относится и электроимпульсный плазмолиз объектов растительного происхождения (плоды, овощи, бахчевые культуры и т.п.).
C помощью атомно-абсорбционной спектрофотометрии и пламенной фотометрии в органах и тканях (кровь, амниотическая жидкость, волосы, кость) у 242 взрослых мужчин и женщин, а также у 122 новорожденных детей определены и проанализированы уровни эссенциальных и токсичных макро- и микроэлементов (Na, K, S, Cl, Ca, Mg, Co, Cr, Cu, Zn, Fe, Pb, Cd, Mn, Al, Ni, Sr, B, Ba, Bi, Li).

Page 9

ЭЛИТА И КРАХ МОНАРХИИ В РОССИИ В ФЕВРАЛЕ 1917 г.В статье рассмотрены критерии, кого можно отнести к российской элите, проанализировано состояние управленческой элиты накануне Февральской революции 1917 г.: конфликт между военной и гражданской администрацией в 1914 – 1915 гг., противоречия внутри правительства, отсутствие единства между императором и великими князьями.

ПРОБЛЕМА БУДУЩЕГО: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТАвтор рассматривает проблему будущего на основе анализа концепций, связанных с развитием научно-технической революции в условиях современной информационной стадии развития цивилизации. Обращено особое внимание на теории, в которых модель будущего человеческого общества не связана напрямую с технотронным обществом, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса.

ТРИ ТИПА МОРАЛЬНЫХ ТЕОРИЙ В ФИЛОСОФИИ ДЖОНА ДЬЮИСтатья посвящена исследованию теории добродетелей как одной из ключевых частей моральной философии Джона Дьюи, являющейся фундаментальной основой его либеральной социально-политической философии. Американский мыслитель считал мораль не набором фиксированных норм, а подвижным, изменчивым инструментом для создания оценочных суждений, которые могли бы сделать общество лучше.
КОНЦЕПЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ ЮРГЕНА ХАБЕРМАСАВ статье рассмотрены основные положение концепции коммуникативного действия Юргена Хабермаса. Проанализированы аспекты рациональности, рассмотрены «идеальные типы» социального действия, а именно: стратегическое действие первого идеального типа, нормативное действие второго типа, драматургическое действие третьего типа как выражение своего публичного «Я», а также, собственно коммуникативное действие четвертого типа.
В начале XXI века в России началось возрождение религиозного сознания и церковной жизни, восстановление единой системы религиозного образования, введение богословских дисциплин в учебные программы светских образовательных учреждений, популяризация православной культуры средствами учреждений культуры посредством регулярного проведения музейных выставок религиозного характера, что позволяет говорить о ренессансе православия и стабилизации церковно-государственных отношений.

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМАСтатья посвящена анализу философских аспектов сложного и неоднозначного явления религиозного фундаментализма. Автор вскрывает глубинную сущность фундаменталистского мировосприятия, а также мировоззренческие, философские и социально-психологические основы фундаментализма в контексте современного глобализованного мира.

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/35-1-0-921

Характеристики основных элементов налога согласно НК РФ

Налоговые льготы являются обязательным элементом любого налога

Элементы налога — юридическая категория, определяемая на уровне ключевых российских НПА, которые регулируют сферу налогообложения. Рассмотрим специфику соответствующих правовых норм подробнее.

Нк рф как основной источник перечня элементов юридического состава налога

Объект налогообложения как обязательный элемент налога: в чем его особенности

Ключевые элементы налога и их характеристика: налоговая база и ставка

Особенности налогового периода как элемента налога

Порядок исчисления налога

Сроки уплаты налогов

Порядок уплаты налогов

Порядок исчисления сроков уплаты и отчетности по налогам

Что является факультативным элементом налога согласно НК РФ

Нк рф как основной источник перечня элементов юридического состава налога

Ключевой источник налогового права в России — Налоговый кодекс РФ. В нормах ст. 17 НК РФ фиксируется перечень элементов, присутствие которых в структуре налога необходимо с точки зрения его законного применения. Налог, если следовать положениям п. 1 ст. 17 НК РФ, может рассматриваться как легальный, только если в отношении него законодательно определены:

  • объект;
  • налоговая база;
  • период;
  • налоговая ставка;
  • правила исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты.

Существуют также так называемые факультативные элементы налога. Есть достаточно много подходов к их трактовке (их мы изучим чуть ниже). В соответствии с распространенной интерпретацией под факультативными элементами налогов стоит понимать прежде всего льготы и основания для их применения.

Таковые установлены как возможный элемент налогов в нормах п. 2 ст. 17 НК РФ. Российский законодатель не конкретизирует сферу, а также критерии их использования, ограничившись тем, что льготы могут вводиться в необходимых случаях. Основной признак факультативности в данной трактовке — необязательность использования на практике.

В свою очередь, отмеченные выше элементы налога задействоваться должны всегда.

Обязательные либо факультативные элементы налога могут фиксироваться на уровне как федерального законодательства, так и региональных или муниципальных НПА. Можно отметить, что российская система налогообложения в достаточной мере централизована, и, если говорить о полномочиях законодателя в субъектах РФ либо на уровне местной власти, они сводятся главным образом к установлению для налога:

  • ставок;
  • порядка и сроков оплаты;
  • правил определения базы;
  • правил определения и применения льгот.

При этом все существующие региональные и муниципальные налоги должны утверждаться на уровне НК РФ (пп. 5 и 6 ст. 12 НК РФ).

Исследуем сущность и особенности применения основных элементов налога, а также факультативных подробнее.

Объект налогообложения как обязательный элемент налога: в чем его особенности

Исходя из норм, содержащихся в п. 1 ст. 38 НК РФ, под объектом налогообложения правомерно понимать имеющие денежную, количественную, а также физическую характеристику:

  • продажу товара, работы либо услуги;
  • имущество;
  • прибыль;
  • выручку;
  • расходы;
  • прочие обстоятельства, находящиеся в юрисдикции налоговых законов.

Отмеченные категории могут становиться объектом налога исключительно в тех случаях, когда их наличие у плательщика предполагает появление с его стороны законных обязательств по внесению соответствующих платежей в бюджет.

В НК РФ также указано, что все налоги коррелируют с отдельными объектами, устанавливаемыми в соответствии с нормами ч. 2 и положениями ст. 38 НК РФ.

В составе объекта налога может быть как движимое, так и недвижимое имущество (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128, 130 ГК РФ). Что касается товара, им может быть любое имущество, которое продается налогоплательщиком либо подлежит продаже. Работа, исходя из положений п. 4 ст.

38 НК РФ, — это деятельность, сопровождаемая результатами в некотором материальном выражении. Услуги, следуя логике п. 5 ст. 38 НК РФ, — это деятельность, не имеющая результатов в материальном выражении. При этом она может реализовываться с целью удовлетворения чьих-либо потребностей — физлиц или организаций.

Услуги, в свою очередь, потребляются в процессе их предоставления.

Под выручкой традиционно понимаются доходы без учета расходов. Самостоятельным объектом налогов они тоже могут быть, к примеру при УСН. Если их учесть, формируется прибыль.

Примером прочих обстоятельств, находящихся в юрисдикции налогового права, может быть работа предприятия на ЕНВД. Размер выручки, расходов, имущества, темпы продаж при вмененном налоге значения не имеют — фирма так или иначе платит государству фиксированный взнос.

Ключевые элементы налога и их характеристика: налоговая база и ставка

В соответствии с нормами п. 1 ст. 53 НК РФ под соответствующей базой правомерно понимать денежную, физическую либо иную существенную характеристику элемента налога, которым является объект.

База исчисляется в корреляции с другим обязательным элементом — налоговой ставкой, которая представляет собой расчетный показатель размера налоговых платежей, соотносящийся с единицей измерения соответствующей базы.

Ставки российских налогов чаще всего выражаются в процентах.

Налоговая база может быть:

  • характеристикой объекта налогообложения в денежном аспекте;
  • характеристикой объекта налогообложения в аспекте его физических показателей (к примеру, площади).

Кроме того, база может устанавливаться исходя из прочих характеристик, таких, в частности, как регион расположения объекта налогообложения, специфика коммерческого сегмента, в котором он используется, уровень производительности, если соответствующий объект является компонентом основных фондов.

Юридические лица обязаны исчислять базу на основе регистров бухучета либо альтернативных источников, которые позволяют документально зафиксировать сведения об объектах налогообложения либо сведений, связанных с ними (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Предприниматели, а также нотариусы и адвокаты могут определять налоговую базу без применения регистров бухучета, но используя формы учета доходов и расходов в порядке, определяемом Минфином России (п. 2 ст. 54 НК РФ). На практике это означает ведение указанными субъектами книги учета доходов и расходов.

Физлица, в свою очередь, исчисляют налоговую базу исходя из приобретаемых данных об объектах налогов, а также полагаясь на собственный учет соответствующих объектов, по любым формам (п. 3 ст. 54 НК РФ). На практике работу по определению налогооблагаемой базы для физлиц, как правило, осуществляет ФНС.

Налоговые агенты, например работодатели, должны работать с налоговой базой исходя из тех же норм права, которые регулируют деятельность юрлиц, ИП, нотариусов и адвокатов (п. 4 ст. 54 НК РФ).

Особенности налогового периода как элемента налога

В соответствии с нормами п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом правомерно понимать:

  • календарный год;
  • иной интервал времени, установленный в отношении конкретного налога.

Кроме того, законодатель также предусматривает в составе налогового периода различные отчетные периоды. Они могут совпадать с календарным годом, соответствовать кварталу, полугодию либо иным интервалам.

Налоговый период для фирм, зарегистрированных после начала года, определяется как равный интервалу между моментом госрегистрации соответствующего субъекта и последним днем календарного года.

Но если фирма была зарегистрирована с 1 по 31 декабря, то 1-м для соответствующей организации налоговым периодом будет интервал с момента государственной регистрации до последнего дня следующего года.

Это следует из п. 2 ст. 55 НК РФ.

Согласно нормам п. 3 ст. 55 НК РФ налоговый период для фирмы, выведенной с рынка либо реорганизованной в пределах календарного года, должен соответствовать интервалу между началом года и моментом завершения процедуры ликвидации либо преобразования статуса соответствующего субъекта.

В свою очередь, если фирма была создана и выведена с рынка в 1 году, то налоговый период для нее будет соответствовать интервалу между моментом регистрации и днем, когда компания была ликвидирована либо преобразована в иную структуру.

При этом если фирма была создана в период с 1 по 31 декабря и выведена с рынка в следующем году, то налоговым периодом для соответствующего субъекта будет интервал между моментом регистрации и днем, когда компания была ликвидирована либо реорганизована.

Нормы права, содержащиеся в п. 3 ст. 55 НК РФ, не действуют в отношении компаний, в состав которых входят другие фирмы либо, наоборот, которые формируют из своего состава новые организации. Кроме того, нормы пп. 2 и 3 ст.

55 НК РФ не действуют в отношении налогов с периодом, соответствующим месяцу или кварталу.

При подобных сценариях корректировка конкретных налоговых периодов при регистрации, ликвидации либо преобразовании фирмы осуществляется учредителями по согласованию с ФНС России (п. 4 ст. 55 НК РФ).

Порядок исчисления налога

Следующий обязательный элемент налога — установленный законом порядок исчисления. Если следовать нормам п. 1 ст. 52 НК РФ, субъект уплаты налога в общем случае должен исчислять налоги своими силами исходя из имеющихся данных по базе, ставкам и льготам.

Однако в ряде случаев обязательства по исчислению платежа могут возлагаться на ФНС либо налоговых агентов (п. 2 ст. 52 НК РФ). Если данную работу выполняют налоговики, то у них также возникает обязательство по своевременной отправке уведомления налогоплательщику.

А теперь перейдем к рассмотрению сроков перечисления налога в бюджет и порядка его уплаты государству. Данные элементы налога, как мы отметили в начале статьи, относятся к обязательным.

Сроки уплаты налогов

В п. 3 ст. 57 НК РФ указано, что сроки перечисления в бюджет налогов могут определяться исходя:

  • из календарной даты;
  • истечения интервала времени, например в годах, кварталах, месяцах либо днях;
  • ожидаемых событий или действий.

В тех случаях, когда налог исчисляет ФНС, обязанность по его перечислению государству возникает у налогоплательщика не ранее чем по факту получения им соответствующего уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). После того как уведомление получено, налогоплательщик должен внести сумму платежа в бюджет в течение месяца, если в документе не указан более длительный период (п. 6 ст. 58 НК РФ).

Если налогоплательщик не успеет выполнить обязательство по внесению платежа в бюджет в установленный срок, он должен будет уплатить пени на условиях, определенных в соответствующих НПА (п. 2 ст. 55 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 58 НК РФ стандартный срок уплаты налога продлевается, если налогоплательщик не смог выполнить обязательство по перечислению денежных средств в бюджет вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Порядок уплаты налогов

Исходя из норм п. 1 ст. 58 НК РФ, налоги могут уплачиваться как единой суммой, так и несколькими транзакциями в соответствии с порядком, определенным законодательством. При этом предполагается, что налогоплательщик или агент перечислят положенные суммы в бюджет в срок (п. 2 ст. 58 НК РФ).

В случаях, предусмотренных НК РФ, плательщик может иметь обязательство по перечислению в бюджет авансовых платежей. Они тоже должны быть переведены государству вовремя, иначе ФНС вправе начислить на соответствующие суммы пени. Однако пропуск сроков внесения авансовых платежей не может быть основанием для привлечения субъекта уплаты налога к ответственности (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Налог может перечисляться в бюджет наличным или безналичным способом. Если у налогоплательщика-физлица нет возможности произвести оплату через кредитно-финансовую организацию, он может внести платеж через кассу администрации муниципалитета либо «Почту России» (п. 4 ст. 58 НК РФ). Данные структуры обязаны:

  • принять денежные средства от налогоплательщика без взимания комиссии и корректно перечислить их в бюджет;
  • зафиксировать в документах учета факт принятия денежных средств от конкретного налогоплательщика;
  • выдать налогоплательщику квитанцию, подтверждающую принятие от него денежных средств;
  • представлять в ФНС документы, удостоверяющие передачу налогоплательщиками денежных средств с целью уплаты налогов и подтверждающие их перечисление государству.

Администрация муниципалитета либо «Почта России» впоследствии перечисляют принятые от плательщика средства на счета ФНС в Федеральном казначействе.

Итак, сроки, а также порядок уплаты являются обязательными элементами налогов. Однако существует еще один важный аспект — порядок исчисления соответствующих сроков, а также тех, которые связаны с иными юридически значимыми действиями налогоплательщиков.

Порядок исчисления сроков уплаты и отчетности по налогам

Ст. 6.1 НК РФ фиксирует порядок определения сроков, в рамках которых плательщик должен совершать юридически значимые действия, например уплату налогов или сдачу отчетности по ним. Так, законодатель устанавливает, что:

  • сроки должны соотноситься с датой, ожидаемым событием или действием либо периодом времени, который может определяться в годах, кварталах, месяцах либо днях;
  • сроки начинаются со дня, который следует после соответствующей даты, события или действия;
  • сроки, которые устанавливаются в годах (календарных либо соответствующих 12 идущим подряд месяцам), истекают в день года, соответствующий дню, с которого данный год начался (например, 12.08.2014–12.08.2015);
  • в тех случаях, когда последний день срока совершения правоотношений по налогам приходится на выходной или официальный праздничный день, соответствующий срок должен заканчиваться в ближайший рабочий день.

Также надо отметить, что действие, в отношении которого определен срок, может быть осуществлено до 24 часов дня, соответствующего последнему дню данного срока. Например, если документы либо финансовые средства были переданы в учреждение связи в пределах 24 часов дня, в котором истекает срок, то он не считается пропущенным.

Что является факультативным элементом налога согласно НК РФ

Итак, мы рассмотрели специфику зафиксированных в НК РФ элементов налога, которые законодатель определяет как неотъемлемые с точки зрения признания факта законности налога. Вместе с тем, как мы выяснили ранее, НК РФ предусматривает ряд дополнительных элементов налога, а именно льгот и условий их применения.

Льготы как элемент налога, определенный на уровне НК РФ, понимаются законодателем как преимущества, выражающиеся в наличии у отдельных категорий налогоплательщиков возможности уменьшать налог либо не платить его вовсе (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/harakteristiki_osnovnyh_elementov_naloga_soglasno_nk_rf/

Нет исков
Добавить комментарий