Налоговые льготы для некоммерческих организаций

Государство всегда стремиться оказать поддержку малому бизнесу РФ, конечно не всего у него это получается.

Одним из видов поддержки малого и среднего предпринимательства являются налоговые льготы, их список достаточно обширен и затрагивает разные сферы деятельности от сельхозпроизводителей до вполне солидных юридических лиц (ООО, ЗАО, ОАО).

В нашей статье мы постараемся коротко рассказать на какую конкретно льготу может рассчитывать владелец бизнеса на территории Российской Федерации в 2017 году.

Содержание

Категории бизнеса и налоговые льготы для ООО, ОАО, ЗАО или ИП, которыми можно воспользоваться

В российском законодательстве есть несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства подпадающих под закон № 209-ФЗ от 24.07.07:

  • ИП (индивидуальные предприниматели);
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества (ООО, ЗАО, ОАО);
  • хозяйственные партнерства (предприятия, управляемые 2 и более лицами, но не более 50);
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Определить к какой категории относиться ваш бизнес вы можете при помощи следующей таблицы:

Таблица определения категории бизнесаКатегория бизнесаЧисленность рабочего персоналаОбъем годовой выручки

Микропредприятия до 15 человек до 120 млн рублей
Малые предприятия до 100 человек до 800 млн рублей
Средние предприятия до 250 человек до 2 млрд рублей

Больше всего государство хочет, чтобы развивался именно малый бизнес и именно ему оказывается существенная помощь в виде налоговых льгот. Критерии, по которым можно определить попадаете ли вы в это число были внесены в закон № 209-ФЗ в 2016 году благодаря чему под льготы попадают большое количество бизнесменов включая микропредприятия:

  • Лимит годовой выручки организации от продажи товаров и услуг для малых предприятий был 400 млн. руб., а стал 800 млн. руб., а для микропредприятий с 60 до 100 млн. рублей.;
  • Для предпринимателей, которые не относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, увеличилось разрешенная доля участия в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%;
  • Поправки не коснулись среднесписочной численности работников для микроорганизаций и малых предприятий 15 и 100 человек соответственно;
  • Увеличен срок действия, который определял сколько времени бизнесмен может относиться к этой категории, даже в случае превышения лимита по выручке и количества работников, было 2 года, стало 3 года. Например, если лимит был превышен в 2016 году, то организация потеряет право считаться малой в 2019 году.

Если рассматривать в отдельности индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же правила прописанные выше (по годовой выручке и количеству сотрудников). Те ИП, которые не предоставляют рабочих мест, оцениваю по годовой предельной выручке (см. таблицу).

Внимание! Индивидуальные предприниматель работающие на патентной системе налогообложения относятся к микропредприятиям.

Чтобы проверить к какой категории относиться предприятие можно воспользоваться единым реестром малого и среднего предпринимательства созданным ФНС России (https://rmsp.nalog.ru/search.html) . Для проверки достаточно знать ИНН или ОГРН организации.

Главным преимуществом налоговой льготы является уменьшение налоговой ставки что соответственно снижает сумму для уплаты налогов, которые владельцу бизнеса нужно перечислить в бюджет РФ. В России действует 4 специальные системы налогообложения с пониженными налоговыми ставками, которые доступны только субъектам малого и микробизнеса:

  1. Упрощённая система налогообложения (УСН) – объем выручки в 2016 году должен быть не более 79,74 млн. руб., количество сотрудников не более 100 человек.
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – по годовой выручке лимитов не установлено по численности персонала ограничение до 100 человек.
  3. Патентная система налогообложения (ПСН)- доступен только индивидуальным предпринимателям, по количеству работников ограничение максимум 15 человек, в расчет берутся все виды деятельности ИП. Лимит по годовой выручке на ПСН составляет 60 млн. рублей.
  4. Единый сельхозналог (ЕСХН) – лимита по объему выручки нет. Важное условием является то что доходы от продажи сельхохозяйственной продукции в общем объеме должны превышать 70%. Количество рабочего персонала не должно превышать 300 человек, данное ограничение действует для ИП и рыбохозяйственных организаций. На сельхоз организации данное ограничение не распространяется.

Внимание! Возможность уменьшения авансового платежа и поквартального временного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и за самого индивидуального предпринимателя, является дополнительной неявной льготой для УСН доходы и ЕНДВ. Рекомендуем использовать данную налоговую льготу для ИП в 2017 году.

Дополнительно с 2016 года региональные власти могут установить на своей территории для налогоплательщиков по ЕНДВ и УСН, дополнительные скидки по налогам, чем предусмотрено этими режимами.

Например, налоговая ставка по ЕНДВ может быть уменьшена с 15% до 7,5, а на УСН с 6% до 1%. По сути, региональные власти могут создать налоговые ореолы с практически нулевым налогообложением.

Государство хочет получить от таких предпринимателей только создание новых рабочих мест и уплату страховых взносов за рабочих.

Еще одна приятная новость есть для предпринимателей, которые впервые зарегистрировались с 2015 по 2020 год, они имеют право не платить налоги в течении двух налоговых периодов (максимально 2 года). Эдакие налоговые каникулы для работы по нулевой налоговой ставке после регистрации. Но для этого нужно подходить под следующие условия:

  • Быть впервые зарегистрированным в качестве предпринимателя, возобновление работы ИП после закрытия не подпадает сюда;
  • Определиться с одним из налоговых режимов под которым планируется работать ПСН или УСН;
  • Заниматься деятельностью, прописанной в региональном законе о налоговых каникулах.

Льгота для организаций при уплате налога на имущество также действует в 2017 году. И ей могут воспользоваться следующие категории микро и малого бизнеса:

  • организации основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов;
  • специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  • получившие статус участников проекта «Сколково» по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов;

Дополнительные льготы на имущественный налог может быть установлена региональными властями, о которой вы можете узнать, обратившись в соответствующий административный орган вашего региона.

Внимание! Доходы сельхозпроизводителей облагаются по ставке 0% при условии, что доля льготируемой продукции составляет больше 70% от общего объема реализации, что прописано в п.2, п.2.1 ст.346.2 НК РФ.

Таким образом, считаю аналитики, малый бизнес должен увеличить темпы роста благодаря данным налоговым льготам в 2017 году, благодаря тому, что бизнесмен будет вкладывать больше денег с доходов в развитие своего дела, не отдавая их государству в виде налогов.

Налоговые льготы предприятиям использующим труд инвалидов

Налоговые льготы предприятиям использующим труд инвалидов

В России действует довольно сложная система льгот для предприятий на которых трудятся инвалиды и не каждый сможет в ней разобраться. Заявить свое право на эту льготу могут организации, относящиеся к определенной форме собственности в которых работает определенное количество инвалидов:

  • общественные организации инвалидов (численность членов организации находящихся в статусе инвалида должна составлять более 80%);
  • организации у которых уставной капитал состоит из взносов общественных организаций;
  • организации в которых работают инвалиды (не менее 50% штатных сотрудников инвалиды и не меньше 25% зарплатного фонда уходит на их зарплату);
  • учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных и других социальных целей. Льгота предоставляется, если все имущество таких учреждений находится в собственности общественных организаций инвалидов.

Организаций, подпадающих под критерии, указанные в списке выше могут рассчитывать на следующие государственные гарантии, подпадающие по статью 218 Налогового кодекса:

  • получить освобождение от уплаты единого социального налога могут индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы (частная практика), которые являются инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской и иной профессиональной деятельности (ограничение касается общей суммы дохода которая не должна превышать 100 000 руб.);
  • организация, принявшая инвалида может уменьшить налог на прибыль и получить льготы по ЕСН и страховым взносам на травматизм;
  • под льготу попадает налог на имущество.

Исключением являются пенсионные взносы, по которым не существует льгот.

Налоговые льготы для некоммерческих организаций

Для некоммерческих организаций (далее НКО), законодательство также предусматривает некоторые скидки по налогам. Ниже мы приведем при каких условиях положена скидка для НКО по налогам.

Налогом на прибыль не облагаются:

  • вступительные, целевые и страховые членские взносы учредителей НКО;
  • благотворительность в виде пожертвований;
  • доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров;
  • отчисление в резервный фонд на проведения капитального ремонта;
  • разного рада поступления из бюджетных организаций для выполнения определенных целей прописанных в уставе НКО;
  • любой вид имущества, полученный благодаря благотворительной деятельности.

Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) при:

  • услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных, профессиональных образовательных программ как основных, так и дополнительных, программ профессиональной подготовки, в соответствии с лицензией, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии;
  • оказании услуг в сфере образования, которые выполнены НКО занимающейся реализацией общеобразовательных, профессиональных программ образовании, как основного обучения так и дополнительного, а также осуществляющих работу по лицензированной деятельности;
  • реализации или передаче медицинского назначения, а также услуг;
  • оказании социальных услуг входящих в перечень НК РФ;
  • реализации утвари религиозного назначения;
  • оказываемых услугах для коллегий адвокатов;

НКО освобождаются от налога на имущество если:

  • имущество используется в религиозной деятельности;
  • это некоммерческая организация инвалидов;
  • иные организации подпадающие по законы РФ.

про налоговые льготы малому предпринимательству:

Источник: https://rukazakona.ru/nalogovoe-pravo/40-deystvuyuschie-nalogovye-lgoty-dlya-organizaciy.html

Льготы для нко

Льготы по налогу на имущество некоммерческих организаций От налога на имущество освобождены:

  • религиозные объединения. Данная льгота действует в том случае, если имущество используется в религиозной деятельности;
  • общероссийские общественные организации инвалидов. Условия предоставления льготы – те же, что и по освобождению от НДС;
  • созданные общественными организациями инвалидов учреждения. Для получения льготы такая структура должна иметь статус общероссийской. Имущество, освобождаемое от налога, должно использоваться для достижения культурных, физкультурно-спортивных, информационных, лечебно-оздоровительных, социальных, научных и иных целей;
  • организации, созданные общественными объединениями инвалидов. Условия освобождения от налога на имущество – те же, что и для льготы по НДС.

НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами.

    Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:

    • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
    • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
    • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
    • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  2. Таможенная пошлина.

Налоговые льготы для некоммерческих (общественных) организаций

НК РФ);- средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп. 4 п. 2 ст.

251 НК РФ);- денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.

2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон N 275-ФЗ) (пп. 13 п. 2 ст.

251 НК РФ);- денежные средства, полученные некоммерческими организациями — собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом N 275-ФЗ (пп. 14 п. 2 ст. 251 НК РФ);- денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом N 275-ФЗ (пп. 15 п. 2 ст.

Со нко смогут получить налоговые льготы

Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:

  1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
    • организации религиозного характера и обслуживающие их;
    • научные госструктуры;
    • уголовно-исполнительные ведомства;
    • организации-собственники культурных и исторических памятников.
  2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
  3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

Налог на землю Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог.

Налоговые льготы для нко, порядок подтверждения (2 часть)

Также к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп.4 п. 2 ст.

251 НК РФ), средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью (пп.9 п. 2 ст.

251 НК РФ), денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном ФЗ от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (пп.13 п. 2 ст.

Особенности налогообложения некоммерческих организаций

Прочими расходами при расчете налога на прибыль признаются с 1 января 2012 года расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Указанные в настоящем подпункте расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных 21 Кодекса.

Новой статьей 267.3 НК с 1 января 20ё12 года определенмеханизм учета создания резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций.

Обратиет внимание — необходимо предусмотреть норму о резервахв учетной политике для целей налогообложения на 2012 год.

Налогообложение некоммерческих организаций

  • полученные в качестве безвозмездной помощи деньги, иное имущество;
  • средства на капремонт дома, зачисляемые на счета специализированного потребительского кооператива.

Образовательные и медицинские некоммерческие организации для применения ставки по налогу на прибыль в размере 0% должны соответствовать ряду признаков:

  1. иметь лицензию на право ведения медицинской и образовательной деятельности;
  2. по итогам налогового периода размер дохода НКО от профильной деятельности, учитываемый при расчете базы по прибыли, равен не менее 90 % от всего объема доходов, или у организации отсутствуют учитываемые при расчете базы по прибыли доходы;
  3. не менее 50 % от общего числа сотрудников медицинской организации имеют сертификат специалиста.

Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации,предоставляемые за счет средств религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций, одной из целей деятельности которых в соответствии с учредительными документами является деятельность по социальной поддержке и защите граждан, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

Источник: https://1privilege.ru/lgoty-dlya-nko/

Налоговые льготы для некоммерческих организаций в 2017 году

Деятельность некоммерческой организаций (далее по тексту – НКО) не предполагает в качестве основной цели – получение прибыли. Социальная направленность НКО поддерживается государством в виде предоставления определенных налоговых льгот. Обозначим основные из них.

В соответствии с положениями ст.3 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Важно!

В соответствии с п.3 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в том числе в форме предоставления таким организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Так, в частности, некоммерческим организациям предоставлено право при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывать доходы, установленные ст.251 НК РФ.

НКО, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку 0% по налогу на прибыль организаций при соблюдении условий, установленных ст.284.1 НК РФ.

РЕГИСТРАЦИЯ НКО

Кроме того, ст.149 НК РФ установлен перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в который включены операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые некоммерческими организациями в рамках благотворительной, культурной, образовательной, научной деятельности, а также в сфере здоровья граждан, развития физической культуры и спорта.

Субъекты РФ вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по региональным и местным налогам в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также налоговые льготы и основания для их использования (Письмо Минфина РФ от 13.01.2017 г. №03-01-15/1026).

Налоговое законодательство предусматривает существенные льготы для НКО, освобождая от налогообложения ряд операций.

АУДИТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Налоговые льготы в части НДС

Для определенных операций, совершаемых НКО, предусмотрены налоговые льготы.

Важно!

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) на территории РФ, установлен ст. 149 НК РФ и является закрытым.

Например, освобождены от налогообложения НДС:

  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ);
  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п.2 ст.149 НК РФ).

В связи с данной льготой возникает вопрос: освобождены ли услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в автономной некоммерческой организации (частной школе начального образования), оказываемые на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и школой?

Пунктом 18 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г.

№273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту – Закон №273-ФЗ) установлено, что образовательной организацией признается НКО, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В соответствии с ч.7 ст.

66 Закона №273-ФЗ в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

При этом под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона №273-ФЗ).

РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ НКО

Типы образовательных организаций поименованы в ст. 23 Закона №273-ФЗ. Так, ч. 2 ст. 23 Закона №273-ФЗ установлено, что в РФ устанавливаются в том числе следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Важно!

Автономная НКО (частная школа начального образования) является общеобразовательной организацией, следовательно, льгота, установленная пп.4 п.2 ст.149 НК РФ, на нее не распространяется (Письмо Минфина РФ от 06.07.2017 г. №03-07-14/42787).

  • услуги, оказываемые НКО по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 25.08.2015 г. №ГД-3-3/3230@);
  •  услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания;
  • операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);
  • операции по реализации коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пп.29 и пп.30 п.3 ст.149 НК РФ).

При этом полученные НКО целевые средства (например, вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Какими документами подтвердить льготу в части благотворительной деятельности? 

Источник: https://rosco.su/press/nalogovye-lgoty-dlya-nekommercheskikh-organizatsiy/

Налоговые льготы для некоммерческих организаций

Источник: https://bstudy.net/662378/ekonomika/nalogovye_lgoty_nekommercheskih_organizatsiy

Налоговые льготы для нко

Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот.

Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях». Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст.

246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

Налоговые льготы для некоммерческих организаций в 2017 году

Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.

  • Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
  • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
  • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

Выполнила: Скворцова А.С., студентка гр. НЗ-4 Научный руководитель: к.э.н., доц., Артамонова К.А.

В соответствии с и. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Извлечение прибыли не является целью некоммерческих организаций, они создаются для достижения целей в благотворительной, социальной, образовательной, научной, и культурной области, их цели направленны па достижение общественных благ. Государство способствует их деятельности, предоставляя льготы.

Действующие налоговые льготы для некоммерческих организаций

Государством оказывается экономическая поддержка некоммерческим организациям, в форме представления льгот по уплате налогов, сборов и платежей, также осуществляется предоставление иных льгот: полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом, льгот по уплате налогов физическими и юридическими лицами, оказывающими материальную поддержку НКО.

Льготы устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровне, по видам налогов, администрируемых на этом уровне власти.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ), льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах, льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.[1]

Субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеют право самостоятельно определять, в каком объеме и по каким налогам они могут представлять налоговые льготы некоммерческим организациям или юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку НКО.

Налоговым Кодексом РФ установлен ряд налоговых льгот для

НКО.

1. Льготы по налогу па добавленную стоимость.

Освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) услуги по уходу за нуждающимися в социальной поддержке и защите категориями населения (больными, престарелыми, инвалидами, недееспособными лицами и несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, беспризорными, из многодетных семей, безработными гражданами и т.п.). Необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты. При этом данные услуги не обязательно должны оказываться государственной или муниципальной системой здравоохранения, данную льготу могут использовать иные организации. Операции, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость на территории РФ определены статьей 149 НК РФ.[2]

2. Льготы по налогу на прибыль.

Некоммерческим организациям не запрещено осуществлять прибыльную деятельность, хотя она и не является основной целью. Некоммерческие организации могут вести прибыльную деятельность совместно с основной, которая не приносит прибыль.

В связи с этим некоммерческие организации являются плательщиками налога на прибыль. Законодательство, признав НКО плательщиками налога, предоставило множество льгот.

«Бюджетные учреждения и иные некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами» – в этом заключается основное положение закона о налогообложении прибыли НКО.

Налог на прибыль не взымается, если полученные доходы от предпринимательской деятельности потрачены па выполнение задач, связанных с уставной деятельностью, в том числе и покупка оборудования и основных фондов.

Если произведенные расходы были меньше доходов, то налогообложению подлежит разница между доходом и расходом.

Законодательно установлено, что определенные виды НКО могут быть полностью освобождены от налога на прибыль, а также и по другим налогам (НДС, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.).

Если НКО является участником реализации межправительственных программ, то она может быть полностью освобождена от налога па прибыль, НДС, налога па имущество и прочих.

3. Льготы по налогу на доходы физических лиц.

Государством предоставляются налоговые льготы по уплате налогов физическими лицами, оказывающими материальную поддержку НКО. Данные налоговые льготы установлены статьей 219 НК РФ.

Физические лица имеют право на получение социального вычета при пожертвовании из своего дохода благотворительным организациям и СО НКО.

Также в социальный вычет включаются пожертвования, перечисляемые физическими лицами некоммерческим организациям для формирования или увеличения целевого капитала.

Социальный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не может быть больше 25%, полученного физическим лицом дохода за налоговый период.

4. Льготы при уплате государственной пошлины.

При уплате государственной пошлины за государственную регистрацию общественных организаций инвалидов установлена льгота, при которой надлежит уплате государственная пошлина в размере 1000 руб., до того, как была принята данная льгота, НКО должны были уплачивать государственную пошлину на общих основаниях в размере 4000 руб. Данная льгота установлена статьей 333.33 НК РФ.

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, от уплаты государственной пошлины освобождаются общественные организации инвалидов, которые выступают в качестве истцов и ответчиков, цепа иска не должна превышать 1 000 000 руб. Данная льгота установлена статьей 333.37 НК РФ.

Также от уплаты государственной пошлины освобождаются общественные организации инвалидов за совершение всех видов нотариальных действий. Данная льгота установлена статьей 333.38 НК РФ.

5. Льготы по налогу на имущество.

Налоговые льготы по налогу на имущество для религиозных организаций и общественных организаций инвалидов – связанных с имуществом, которое используется ими, в целях исполнения уставной деятельности. Имущество, которое освобождается от налога на имущество установлено статьей 381 НК РФ.

6. Льготы по транспортному налогу.

Льготы по транспортному налогу для некоммерческих организаций не установлены на федеральном уровне, однако региональные власти и могут автономно установить наличие льготных категорий по налогам.

7. Льготы по земельному налогу.

Льготы по земельному налогу установлены статьей 395 НК РФ. От уплаты земельного налога, освобождаются земельные участки, которые используются общероссийскими общественными организациями инвалидов, если представители составляют не менее 80% всех членов организации, для выполнения уставной деятельности организации.

В законе о НКО, рассматриваются изменения, которые разделят некоммерческие организации па: «ведущие политическую деятельность», «ведущие общественно значимую деятельность» и выполняющих функции иностранных агентов. За основу такого разделения взят опыт США.

Политическими организациями будут признаны те НКО, которые занимаются политической деятельностью, но не получают финансирование из-за рубежа.

В настоящее время определение политической деятельности НКО дано в российском законодательстве в принятых в 2012 году поправках в закон «О некоммерческих организациях» и оно сформулировано очень расплывчато, что позволяет максимально широко трактовать термин «НКО — иностранный агент». Соответственно, требуется уточнение понятия «политическая деятельность» в законе.

Также необходимо пересмотреть право политических НКО на льготы и поддерживать тех, кто занимается социальной деятельностью. Для социально ориентированных НКО (СО НКО) будут введены налоговые льготы, а для НКО, занимающихся политической деятельностью — ежегодный мониторинг и ряд ограничений.

Такое законодательное разделение НКО позволит государству более результативно работать с ними, выделив организаций, которые необходимо проверять с точки зрения политической деятельности и иностранного спонсирования.

После вступления закона в силу, каждая некоммерческая организация будет должна доложить в Министерство юстиций, какой статус она хочет получить.

СО НКО, выбравшие общественную деятельность, занимающиеся социальными вопросами, получат налоговые льготы, а НКО с «политическим статусом» будут ограничены в участии в общественном контроле и сотрудничестве с органами государственной власти.

Также предложено отказаться от выделения им грантов и иных форм материальной поддержки за счет бюджета. Если социально ориентированная организация будет вмешиваться в политику, на нее будут наложены крупные штрафы, возможность ликвидации НКО решением суда.

На общероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» были поставлены вопросы:

• о необходимости создания всероссийского реестра некоммерческих организаций.

В настоящее время существует два реестра НКО. Первый ведет Минюст, его задача – собирать юридически значимые сведения о работе НКО. Второй реестр – социально ориентированных НКО, он ведется Минэкономразвития.

Для того чтобы из всех НКО выделить социально ориентированные и дать им дополнительные льготы необходимо превратить эти реестры в ресурсы, имеющие содержательную ценность для общества, бизнеса и чиновников.

Также создание реестра поможет определить, каким НКО, какая поддержка нужна и тем самым повысить эффективность господдержки. Вследствие этого, было выдвинуто решение о создании единого всероссийского реестра.

Для создания всероссийского реестра НКО и для дальнейшего анализа изменения реестра, необходимо создать отдел мониторинга НКО, чтобы подобные исследования проводились регулярно по одной методике.

• о необходимости сформулировать четкие критерии, по которым НКО можно будет разделить на политические и социально ориентированные.

Разделение некоммерческих организаций поспособствует более эффективной поддержке со стороны государства. Для СО НКО будут введены дополнительные льготы, но для того, что бы этими льготами не воспользовались, те организации, которым они не предназначались изначально, необходимо сформулировать четкие критерии.

• об усовершенствовании системы оценок деятельности и отчетности НКО, и некоторым из НКО дать льготный налоговый статус.

Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Александр Берчалов высказал необходимость законодательно па федеральном уровне установить преференции и льготы по налогам на землю и недвижимость для СО НКО.

Для поддержки государством СО НКО путем в форме льгот, необходимо провести оптимизацию законодательства в части терминов и подзаконных актов.

После такого разделения для СО НКО можно будет отменить налог с предпринимательской деятельности, если полученные средства будут тратиться на развитие данной НКО, освободить от уплаты налога на имущество, земельного и транспортного налога, а также ввести льготы па аренду муниципального и государственного имущества.

Также была выдвинута идея о том, что деньги, которые затрачивает бизнес на образовательные программы для НКО, нужно освободить от налогов.

Некоммерческие организации, которые участвуют в политической деятельности, не могут претендовать на налоговые льготы и должны представлять исчерпывающий отчет о своих спонсорах и финансовых тратах.

Было бы верным установить общие правила для партий и около- партийных общественных организаций. То есть на организации, которые ведут политическую деятельность, должны распространяться те правила, которые касаются политических партий, то есть запрет на финансирование из иностранных источников и из бюджета.

Работа государства с некоммерческими организациями оценивается достаточно низко. В рейтинге World Giving Index Россия по уровню благотворительности занимает 126 место.

Расширение масштабов благотворительной деятельности поспособствует введение дополнительное введение налоговых льгот, организациям, ведущим общественно значимую деятельность. Поэтому развитие НКО крайне важно для нашей страны.

Разделение НКО помогут государству более эффективно осуществлять поддержку.

В работе было проведено изучение законодательства в отношении налоговых льгот, предоставляемых некоммерческим организациям, изучены действующие налоговые льготы и выявлены перспективы их изменений.

Законодательство в отношении налоговых льгот для НКО выступает как многоуровневая система. Федеральные законы устанавливают и регламентируют основные обязательные льготы для отдельных видов или категорий НКО, тем самым предоставляя полномочия по установлению дополнительных льгот органам субъектов РФ и органам местного самоуправления.

Законодательная власть регионов не вводит новые льготы, так как это может послужить причиной будущего дефицита бюджета.

Если региональные власти откажутся от части налогов, при этом возлагая па общество, в том числе и через НКО, поддержку социально незащищенных групп населения, появилась бы возможность добиться улучшения их материального положения.

Основные изменения НКО заключаются в разделении некоммерческих организаций на: «ведущие политическую деятельность», «ведущие общественно значимую деятельность» и выполняющих функции иностранных агентов. Социально ориентированные НКО, занимающиеся социальными проблемами, получат налоговые льготы.

Сейчас существует потребность в изменении законодательства, в части терминов и подзаконных актов. До того как предоставить льготы необходимо, определить что такое «политическая деятельность», а также «социально ориентированные НКО».

Эти изменения, связанны с увеличением эффективности данного инструмента государственной поддержки.

Они увеличат эффективность государственных проверок и контроля работы НКО, охватывая и финансовую деятельность НКО.

А также поспособствуют предоставлению льгот именно тем, кому изначально они были назначены, исключив возможность получения льгот теми, кто не имеет прямого отношения к льготируемой деятельности.

  • 1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 21.02.2014)