Механизм установления налоговых льгот

     Налоговые льготы – это предусмотренные действующими правовыми актами возможности полного или частичного освобождения от того или иного налога.

     Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы – поощрение определенных видов деятельности, регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам и т.д. Поэтому можно говорить о льготах как об одном из элементов налогового режима, определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности.

     Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налога.

     Налоговые каникулы – это полное освобождение от налогообложения на определенный период времени.

     Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.

     Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот – это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 – 3 п.2).

Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.

     Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий.

Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.ст.66 и 67 НК РФ [2].

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

     Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.

     К специальным налоговым режимам относятся:

     – упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, 

     – система налогообложения в свободных экономических зонах,

     – система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях,

     – система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

     Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.

     Необходимо отметить, что специальные налоговые режимы базируются на необходимости правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях Российской Федерации [11, с. 48].

     Одним из механизмов стимулирования экономического развития, налоговой задолженности, расширения налоговой базы и роста доходов должна стать реструктуризация налоговой задолженности.

     В широком смысле реструктуризация – это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.

     В более узком, конкретном, понимании – это перенос сроков уплаты налоговых платежей и замораживание на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные [14, с. 3]. Начатый еще в 1999 г. процесс реструктуризации затянулся, и это связано, прежде всего, с недостаточной проработкой механизма реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом.

     В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы прежде всего на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект.

     Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки.

С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер.

Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости.

Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).

     Одна из главных проблем, связанных с результативностью льгот, – отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот. Существуют и объективные причины. Противоречивость и нестабильность экономической ситуации и правовой системы не могут не оказывать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены.

     Льготы – это не только инструмент государственной поддержки, но и предмет особого внимания лоббистов, с помощью которых конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений.

     Наличие большого количества льгот и послаблений неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку налоговые льготы с трудом поддаются контролю.

     Заключение

     В результате проведенного исследования понятия и видов налоговых льгот можно сделать следующие выводы.

     Определено, что налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

     Выявлено, что благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели.  цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика.

Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа.

Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

     Таким образом, несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме своего действия, который зависит от того, на изменение какого элемента структуры налога (предмета налогообложения, налоговой базы, окладной суммы) направлена льгота. По данному признаку льготы разделяются на три группы:

     – изъятия;

     – скидки;

     – освобождения.

     Особо следует отметить, что формирование множественности налоговых режимов, высказанных в литературе, порождает многообразные возможности уклонения от уплаты налогов (путем трансферта прибыли из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие льготы).

     В целях совершенствования института налоговых льгот необходимо:

  1. Провести «инвентаризацию» закрепленных в нормативных актах налоговых льгот;
  2. Выработать их системную концепцию;
  3. Установить надлежащий контроль за установлением налоговых льгот и их реальным осуществлением.

     Список использованных источников

Источник: http://freepapers.ru/60/nalogovye-lgoty-ponyatie-vidy-mehanizm/33434.211974.list2.html

Применение и эффективность налоговых льгот

Формирование налоговой системы неразрывно связанно с развитием государственности. Совокупность отношений об установлении размера налога, а так же его взимании есть система налогообложения.

Ее экономическая сущность заключается в создании источника финансирования государственного аппарата управления, а так же обеспечение бюджета страны для решения определенных социальных и экономических нужд общества.

Замечание 1

Налог выступает инструментом фискального взаимодействия. Существует еще понятие сбора. Он отличается от налога тем, что дает плательщику определенные выгоды и преимущества. Налог является безвозмездной обязательной платой гражданином или предприятием в пользу государства.

Формирование налоговой системы происходит под влиянием множества факторов, определяемых устройством экономической системы страны, принципами и тенденциями ее развития, сложившимися социальными отношениями в обществе, экономическими связями и взаимодействиями. Вмешательство государства в систему всегда должно быть обоснованным и рациональным.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Изменения в налогообложении должны соответствовать принципам справедливости и равенства всех сторон перед законом. Сама процедура расчета, проведения платежа, получения необходимой информации должна быть проста, доступна и удобна для плательщика. Любые недочеты в законодательстве применяются в пользу последнего.

Система сбора налогов выполняет фундаментальные функции, влияющие на экономику страны:

  • Формирование доходности бюджета.
  • Регулирование макроэкономических показателей.
  • Перераспределение денежных средств согласно целям и задачам экономики.
  • Предоставление преимуществ слабозащищенным слоям населения.
  • Стимулирование экономических процессов.
  • Контроль за механизмом взимания и количеством поступающих выплат в бюджет.

Применение налоговых льгот

Налоговая политика используется, помимо финансирования государственного аппарата управления, в качестве эффективного механизма регулирования экономических процессов в обществе. Одним из методов воздействия является применение налоговых льгот.

Определение 1

Налоговая льгота предоставляет определенное преимущество плательщику относительно других категорий лиц и предприятий, выполняющих свои налоговые обязательства.

В зарубежных странах данный механизм широко применяется для решения разнообразных задач. Для развитых стран характерны стабильность социальных льгот. Постоянное гибкое изменение налоговых льгот, направленных на стимулирование экономических явлений и развитие определенных отраслей, является одним из принципов высокоразвитых стран.

В российской практике применение льгот носит более хаотичный характер. На начальном этапе они не имели определенной целевой направленности. Такой подход снижал степень их эффективности в стимулировании экономики и плательщиков. В итоге низкая отдача от применения льгот привела к уменьшению количества применяемых видов, что снизило гибкость системы.

Экономисты расходятся во мнении относительно характера льгот. Одни рассматривают льготы, как часть налогов. Другие видят в них потенциал для развития налоговой политики.

Существует мнение, что применение механизма налоговых льгот ведет к косвенным расходам государственной казны.

Несовершенство законодательной базы применения системы льгот приводит к разночтениям в их использовании и снижению их регулирующей функции.

Замечание 2

Льготы применяются во внешнеэкономической деятельности, в целях привлечения иностранных инвестиций.

Они могут предоставляться фондам и благотворительным организациям, предприятиям стратегического значения, малому бизнесу, предприятиям на грани банкротства по объективным причинам, а так же детским образовательным учреждениям. Кроме того, применение льгот может осуществляться относительно малозащищенных слоев населения, например, для инвалидов и пенсионеров.

Получение выгод от применения налоговых льгот часто ведет к фальсификации данных с целью их получения.

Согласно российскому законодательству плательщик может воспользоваться преимуществами по уплате самостоятельно, либо подав заявление в соответствующие органы.

При этом сам плательщик должен обосновать и подтвердить документально свои права на использование налоговых льгот.

Ограничение или окончание срока применения льготы должно быть указано в законодательных актах и предусмотренной процедурой, например, предоставлением заявления в налоговую.

Недобор налоговых поступлений в бюджет по причине использования налоговых льгот должен компенсироваться.

Эффективность налоговых льгот

Предоставление льгот может влиять на следующие процессы:

  • стимулирование плательщиков к выполнению своих обязательств;
  • развитие определенных отраслей народного хозяйства;
  • распределение финансовых потоков;
  • оказание поддержки стратегическим, а там же социально значимым объектам.

Однако, использование льгот приводит к снижению финансирования государственного бюджета. Для оптимизации работы механизма, необходимо постоянно проводить аналитическую работу.

Эффективность применения налоговых льгот выражается в следующих принципах:

  • заинтересованность субъектов хозяйствования в развитии;
  • стимулирование рационального использования финансовых средств предприятиями;
  • формирование условий для инвестиционной и инвестиционной деятельности;
  • повышение заинтересованности организаций к найму незащищенных слоев населения;
  • оказание государственной поддержки нуждающимся гражданам.

Замечание 3

Проведение оценки налоговых льгот позволяет оптимизировать перечень действующих инструментов, ликвидировать или минимизировать использование неэффективных льгот, а так же разработать принципы отбора субъектов для предоставления им данного преимущества.

Льгота будет считаться эффективной, если с ее помощью будет достигаться увеличение доходов бюджета, появление новых рабочих мест, улучшение условий труда, повышение уровня жизни населения, увеличение доступности продукции и услуг, обеспечение экологической безопасности.

В идеале необходимо проводить анализ каждого конкретного субъекта для определения наиболее оптимальных налоговых льгот.

Источник: https://spravochnick.ru/nalogi/portfel_banka_i_ego_struktura/primenenie_i_effektivnost_nalogovyh_lgot/