Замена льгот денежной компенсацией в 2005

Государственная помощь, предоставляемая определенным категориям граждан, делится на несколько видов. По разным причинам некоторые льготники пользуются только частью привилегий, а некоторые не оформляют дополнительные преференции вообще. Исходя из этой ситуации, правительством было принято решение дать возможность людям заменить их на денежную компенсацию.

Содержание

Что такое монетизация льгот

Официальная льготная политика Российского правительства дает право гражданам, получающим федеральные или региональные льготы, заменить их на денежное пособие. Система предоставления социальной помощи гражданам за долгие годы своего существования требовала изменений, и для реализации этих решений у руководства страны были такие причины:

  • оформление помощи ложным льготникам;
  • отсутствие адекватного финансирования;
  • хищение средств из бюджета и ненадлежащий контроль за ними;
  • неравноправие в пользовании натуральными привилегиями.

Не все население страны одобрило такие перемены.

Негатив вызвали такие моменты, как небольшой размер компенсаций: объем бюджета, который предназначается для социальной помощи, распределяется равномерно между всеми получателями, и для некоторых эта сумма получается мизерной. Кроме того, отдельные категории потеряли возможность многократного использования некоторых видов послаблений – выделяемый объем пособия не покрывает их.

Тем не менее, монетизация льгот имеет и положительные стороны, причем как для государства, так и для населения. Среди них выделяют следующие моменты:

  • уменьшение коррупции;
  • обеспечение равноправного использования всеми льготниками;
  • при небольших пенсиях у граждан появляется возможность ожидать дополнительных финансовых поступлений;
  • уменьшение расходов из бюджета (особенно местного);
  • снижение уровня бедности в селах;
  • улучшение развития бизнеса (вместо борьбы за госдотации).

ВНИМАНИЕ! Чтобы монетизировать помощь, человек подает заявление на отказ от нее. Льготники самостоятельно и добровольно решают, какой вид пособия заменить на финансовую поддержку.

Правовые основы монетизации льгот

Процедуру предоставления помощи в виде денежного эквивалента регулирует ФЗ № 122 от 22.08.2004. Законом № 178-ФЗ предусмотрен список услуг, от которых человек может отказаться.

Региональные власти самостоятельно принимают решение по поводу наличия и порядка предоставления социальных льгот на местах, но и на федеральном уровне доступны способы замены дополнительных пособий. В первую очередь это единовременные денежные выплаты.

Кто вправе монетизировать льготы

Заменить помощь на денежные средства могут далеко не все категории граждан. Право на монетизацию, в соответствии с ФЗ №178, предоставляется:

  • многодетным семьям;
  • матерям-одиночкам;
  • жителям блокадного Ленинграда;
  • людям с ограниченными возможностями (с любой группой инвалидности);
  • ветеранам ВОВ и участникам боевых действий;
  • работающим на военных объектах в период войны;
  • врачам и учителям из сельской местности;
  • детям-инвалидам;
  • людям пенсионного возраста.

Каждая категория получает свои финансовые выплаты. На местном уровне монетизируют не все льготы, чаще всего это касается возмещения проезда в общественном транспорте.

В настоящее время проводится работа по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, в которой будет вестись персонализированный учет всех льготников с указанием суммы и вида помощи, которой воспользовался человек.

Перечень льгот, которые можно заменить денежной компенсацией

Возможность монетизации касается не всех видов льгот. Замена на денежные выплаты доступна в отношении:

  • лекарственного обеспечения;
  • компенсации проезда в транспорте;
  • оздоровления на базах отдыха санаторного и курортного типа.

Эта денежная замена разрешена гражданам на федеральном уровне. Однако в регионах имеют полное право принять решение о дополнительных замещениях пособий (льготы по налогу на землю, путевки в детский лагерь и т.д.).

Пенсионный возраст не является причиной для получения федеральных привилегий. Чтобы воспользоваться набором социальных услуг, нужны дополнительные условия, дающие на это право: инвалидность, участие в боевых действиях и т.д.

ВАЖНО! Запрещенные к денежной замене на федеральном уровне льготы не могут быть монетизированы в соответствии с региональными программами. В то же время любые привилегии местного масштаба дозволено менять без ограничений.

Некоторые категории пенсионеров получают право замены оплаты коммунальных услуг на денежные выплаты. Процедура выглядит так:

  • человек оплачивает в полном объеме полученные услуги ЖКХ;
  • государство делает возврат 50% на карту банка.

Если у пенсионера нет никаких дополнительных оснований для льгот, то он вправе воспользоваться компенсацией на капитальный ремонт. Если его возраст превысил 70 лет, то возвращается половина стоимости, а после 80 лет – 100%.

Как оформить компенсацию вместо льгот

Чтобы оформить отказ от льгот для замены на финансовые выплаты, гражданину придется обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства. Человек вправе отказаться от пользования всеми льготными услугами или только их частью. Для этого предоставляются такие бумаги:

  • заявление;
  • пенсионное свидетельство и паспорт гражданина РФ (оригинал и копия);
  • свидетельство, подтверждающее право на набор соцуслуг;
  • справку из ПФР об имеющихся льготах.

Могут понадобиться и другие документы: это зависит от вида льгот и категории, под которую попадает обратившийся гражданин. Сотрудники в региональных представительствах проконсультируют заявителя при обращении по поводу этих подробностей.

В заявлении необходимо конкретно указать, от какого вида помощи будет оформляться отказ. Подать его нужно до 1 октября текущего года, в противном случае обращение рассматриваться не будет.

ВНИМАНИЕ! Если возникает желание или необходимость вернуть помощь обратно, нужно снова обратиться с просьбой в управление ПФ.

Оформление бумаг на замену проводится каждый год. Направить их можно, помимо личного визита в ПФ, и при помощи многофункционального центра. Граждане, которые желают воспользоваться помощью своих представителей, оформляют на них доверенность, обязательно заверяя у нотариуса.

Источник: https://govcare.ru/lgoty/monetizatsiya

Замена льгот денежной компенсацией в 2005 г это

Заявитель имеет право обратиться лично или через представителя в территориальный отдел Пенсионного Фонда по месту жительства для подачи заявления о получении пособия. Кроме того в 2019 году предусмотрена возможность обращения в электронном виде через электронный кабинет застрахованного лица на официальном сайте Пенсионного Фонда.

1 декабря 2014 года был подписан Федеральный закон №384-ФЗ, согласно которому индексация выплат для ветеранов труда должна была проводиться ежегодно с 1 апреля в размере 1,055. Однако в Федеральный законом №68-ФЗ, подписанным 6 апреля 2015 года, индексация была приостановлена. То есть в 2019 году размер выплат не был увеличен на федеральном уровне.

О замене льгот денежной компенсацией – интервью с еленой бибиковой

С 1 января 2005 года вводится замена некоторых льгот в натуральной форме на денежные компенсации, т.е. право граждан на льготное обеспечение некоторыми услугами заменяется на определенные обязательства государства, выраженные в денежной форме, перед этими гражданами.

Усредненная стоимость этих услуг будет вычитаться из суммы ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной законом для соответствующих категорий граждан. На 1 января 2005 года стоимость пакета будет составлять 450 рублей в месяц. То есть льготы сохранятся, а вычет будет производиться.

Например, для участника ВОВ по закону полагается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в размере 1500 рублей. В 2005 году он будет получать 1050 рублей, т.к. в обязательном порядке будет вычтена сумма социального пакета в размере 450 рублей.

Сумма стоимости социального пакета будет вычитаться из всех выплат.

Замена льгот денежной компенсацией в 2005

Если я правильно помню, в моём классе будут учиться довольно-таки неспокойные личности. Взять хотя бы Натаниэля, изображающего из себя эдакого всеугождающего принца из сказок.

Или шумную новенькую, Арианну Озборн, о которой мне вообще ничего не известно, кроме того, что она – главный источник неприятностей для всех окружающих. Но они хотя бы не те гламурные курочки, что были в моём классе.

И это будущие медики? Если такими будут врачи, я больше никогда не буду обращаться в больницу…

«Несмотря на перипетии, которые сопровождали это решение, я бы оценил его как шаг в правильном направлении.

Оно послужило отправной точкой принятия других решений, которые были связаны с тем, что на эффективность льгот как таковых в принципе обратили повышенное внимание. Эта работа далеко еще не закончена.

Впереди инвентаризация и пересмотр очень многих налоговых льгот, которые еще остаются и действуют», — считает советник Института современного развития Никита Масленников.

Читать еще –>  Сроки регистрации права собственности на квартиру в мфц

Замена молока денежной компенсацией: как оформлять

Коллективный договор призван урегулировать социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя (ст. 40 ТК РФ). Он называет льготы (в том числе и обсуждаемые нами) всему коллективу и устанавливает порядок обеспечения ими работников.

Допустим, коллективный договор определяет, что работодатель заменяет пищевые продукты денежной компенсацией.

А если на работу поступает сотрудник, который не согласен с этим правилом и хочет получать лечебно-профилактическое питание в натуре? Или уже работающего сотрудника перестает устраивать практика получения компенсаций? Конечно, трудовые договоры, регулирующие индивидуальные условия труда конкретного работника, более подходят для такого рода ситуаций, ведь они описывают, на каких условиях трудится данный сотрудник, а не весь коллектив. На наш взгляд, право выбора следует предоставить не работодателю и не представительному органу работников, а тому лицу, кто рискует своим здоровьем.

Тем не менее, если вы хотите решение о замене молока денежной компенсацией зафиксировать только в одном из документов (например, в коллективном договоре), используя дизъюнкцию союза или в ч. 1 ст. 222 ТК РФ, вам следует учитывать системное толкование норм всех отраслей права, в частности налогового законодательства и законодательства о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды.

Научно-образовательныйпортал IQ

На замену натуральных льгот денежными компенсациями для отдельных категорий льготников в федеральном бюджете на 2005 год будет предусмотрено 171,8 млрд. рублей. Как сообщает ИНТЕРФАКС, такие данные привела заместитель министра финансов РФ Татьяна Голикова, выступая в Совете Федерации.

Она подчеркнула, что при определении размера денежных выплат вместо льгот правительство исходило не из расходов, которые в настоящее время фактически тратятся на эти категории льготников.

«Мы исходили не из фактической средней стоимости льгот по России, а из некоторых реалий человеческого восприятия действий, которые осуществляет правительство РФ при изменении форм социальной поддержки для граждан, проживающих на территории страны», — отметила замминистра финансов.

Льгота пенсионерам на лекарства: как получить

  1. В сфере налогообложения: пенсии, надбавки лечение, оплата путевок на санаторное лечение не облагаются НДФЛ. К тому же на пенсионеров распространяется иная система расчетов выплат за имущество, находящееся в собственности, а также льготы при оплате налога на транспортное средство или землю.

    Многое зависит от региона страны и внутренних регулирующих законов.

  2. Льготы по оплате услуг ЖКХ: сегодня действует условие, при котором пенсионер вправе рассчитывать на единовременную выплату от государства за газификацию собственного дома или квартиры.

    Возмещение может составлять максимум 50%, многое зависит от социальной программы, принятой в данном регионе.

  3. Льготы на проезд в общественном транспорте. В некоторых областях действует программа адресной помощи, когда социальные службы оказывают поддержку пенсионерам, инвалидам и другим незащищенным слоям населения.

Читать еще –>  Какие необходимы документы для покупки земельного участка

Вся документация собирается заблаговременно и должна строго соответствовать форме, эта заявка считается социально важной, поэтому всем бумагам уделяется особое внимание.

Согласно законодательству компенсация пенсионерам расходов на лекарства происходит не в полном объеме. В каждом регионе устанавливается ежегодный денежный объем средств, выделяемых на одного человека, обычно он составляет не более 25 тыс. руб.

Льготы ветерана труда в Московской области в 2019 году

Для того чтобы получить данное звание, необходимо следовать определенным критериям. Все документы рекомендуется делать в двух экземплярах. Это необходимо потому, что один пакет документов предназначен для получения звания, другой для назначения ежемесячных выплат, которые гарантированы всем ветеранам труда:

В список льгот в 2019 году будут внесены некие изменения. Для ветеранов труда будут внесены дополнительные льготы. Данная категория граждан, которая проживает в Московской области, получит дополнительные скидки на оплату ЖКХ и покупку продовольственных товаров.

Монетизация льгот в России

К монетизации льгот люди отнеслись по-разному. Многие считали, что их обманывают в выплатах и суммы «замены» намного меньше самой льготы. Другие же, наоборот, защищали реформу, опираясь на то, что не каждый год получается съездить по путёвке на курорт, а денежные средства всегда не помешают.

Именно такая монетизация вызвала больше всего возмущения среди пенсионеров. Дело в том, что при таком способе предоставления льгот достаточно сложно выяснить, за что и какая сумма компенсирована, особенно, если в квартире прописано несколько человек и некоторые из них имеют разные размеры компенсаций.

Отказ от льгот

После выхода из кризиса Правительством был принят так называемой закон «о монетизации льгот» (ФЗ-122), который вызвал волну протестных выступлений льготников. Суть его сводилась к тому, что льготы в натуральном виде были заменены денежными компенсациями. С их размерами большинство льготников оказались не согласны.

Нина Ивановна является инвалидом I группы с 1994 года. Все это время женщина проживает в деревне и является получателем социальной пенсии по инвалидности и множества льгот. Ранее их значительным числом она воспользоваться не могла, так как проживание в небольшой деревне не предполагало возможности пользоваться общественным транспортом или получать лекарства.

Источник: https://firstjurist.ru/rabochie-trudovye-otnosheniya/zamena-lgot-denezhnoj-kompensatsiej-v-2005-g-eto

Монетизация льгот в России

Монетизацией льгот в нашей стране называют переход от их предоставления в натуральном их к ежемесячным денежным компенсациям.

Это позволяет оценить количественно тот реальный объём помощи, который государство предоставляет тому или иному льготнику.

Суть программы монетизации

Программа монетизации льгот была проведена в России в 2005 году. Предпосылкой проведения этой программы стало то, что в период перестройки понятие «льгота» потеряло своё первичное значение. Количество льгот, предоставляемых граждан резко возросло, однако произошло это для того, чтобы экономить денежные средства в местном бюджете.

Кроме того, постсоветская система льгот была сильно коррумпирована. Например, были налажены канала сбыта льготных лекарственных средств, которые отказывались выдавать льготникам.

Когда наша страна немного оправилась от перестройки, было решено заменить некоторые льготы денежными средствами.

Монетизация касается только тех лиц, которые являются федеральными льготниками:

  • Ветераны ВОВ;
  • Инвалиды;
  • Военные;
  • «чернобыльцы».

Было монетизировано три вида льгот:

  • На транспорт;
  • Лекарства;
  • Санаторно-курортное лечение.

Льготы по оплате услуг ЖКХ заменили денежными средствами несколько позже – в 2008 году.

К монетизации льгот люди отнеслись по-разному. Многие считали, что их обманывают в выплатах и суммы «замены» намного меньше самой льготы. Другие же, наоборот, защищали реформу, опираясь на то, что не каждый год получается съездить по путёвке на курорт, а денежные средства всегда не помешают.

Тем не менее, всё осталось на том же уровне. Сначала льготник всё оплачивает своими средствами, а потом через орган социальной защиты получает компенсацию на расчётный счёт.

Что касается региональных льготников, то в 2005 году субъектам было предоставлено право выбора – заменить льготы деньгами, или же оставить всё как есть.

Монетизация льгот в сфере ЖКХ услуг

Практически все региональные и федеральные льготники имеют право на скидку при оплате ЖКХ услуг в 50% – по Закону № 122-ФЗ, такие льготы подлежат монетизации, которая осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию.

На практике это совсем не так, а сам процесс предоставления льготы за оплату услуг ЖКХ выглядит следующим образом:

  • льготник оплачивает всю сумму за ЖКХ по квитанции в полном размере;
  • и только затем он получает свою компенсацию на расчётный счёт в банке.

Однако, есть один момент – получить такую льготу можно только при отсутствии задолженности по квитанциям на оплату жилищно-коммунальных услуг. Как видим, при помощи системы льгот по оплате услуг ЖКХ государство также пытается решить и проблему платежной дисциплины граждан.

Именно такая монетизация вызвала больше всего возмущения среди пенсионеров. Дело в том, что при таком способе предоставления льгот достаточно сложно выяснить, за что и какая сумма компенсирована, особенно, если в квартире прописано несколько человек и некоторые из них имеют разные размеры компенсаций.

И хотя почти во всех регионах на квитанциях стали указывать, за что, кому и какая сумма компенсируется, самим пенсионерам тяжело лишний раз ходить в банк за компенсацией.

Замена льгот денежными средствами

Как уже упоминалось, вместо некоторых льгот федеральным льготникам выплачивается ежемесячная денежная выплата. Она производится в том случае, если льготник сам отказывается от предоставления ему некоторых набора социальных услуг.

Для отказа от социальных услуг, льготнику необходимо предоставить до 31 декабря в отдел ПФР по месту жительства следующие документы:

  • Паспорт;
  • Пенсионное страховое свидетельство;
  • Документ, который подтверждает право на получение льготы.

Выплата ЕДВ происходит одновременно с выплатой пенсии, так как, согласно Закону № 122-ФЗ от 22. 08. 2004 года «О монетизации льгот», регулирует этот момент ПФР.

ЕДВ заменяет денежными средствами такие льготы, как:

  • Бесплатный проезд;
  • Оплата городского телефона;
  • Другие льготы, которые предусмотрены законодательством той или иной категории льготников.

Набор социальных услуг (НСУ), от которых льготник имеет право отказаться – это льготы, которые могут быть предоставлены бесплатно. Он включает в себя замену деньгами санаторно-курортных выплат, лекарственного обеспечения и транспорт. На 1 апреля 2014 года НСУ состоит из следующих сумм:

  • Санаторно-курортные – 100,05 рублей;
  • Бесплатные лекарства – 646,71 рублей.

Итого – к получению льготник имеет суммы в 839,65 рублей. Эта сумма также выплачивается вместе с пенсией.

Кроме того, инвалиды – «чернобыльцы» имеют право на получение ЕДВ как «чернобыльцы» и как инвалиды. Таким образом, для «чернобыльцев» выплата в 2014 году равна 2 022,78 рублей (за ЧАЭС) + ЕДВ в зависимости от группы инвалидности.

Как государство помогает детям-инвалидам?

Читайте здесь: Как происходит признание ребенка инвалидом? Каков набор льгот для детей-инвалидов в России? Предусмотрены ли льготы для того, кто воспитывает ребенка-инвалида?

Льготы для инвалидов, предусмотренные в России

Какие льготы инвалидам 1-й, 2-й и 3-й группы предусмотрены в Российской Федерации? Можно ли при этом, и в каком размере, получить за них денежную компенсацию?

На какие льготы имеют право ветераны боевых действий?

Кто в России имеет статус ветерана боевых действий, какие льготы действуют для них, а также предусмотрена ли помощь семьям боевых ветеранов – подробнее здесь

Льготы для многодетных семей в России

Какие семьи в России считаются многодетными? Перечень льгот и документы для их получения. Влияет ли на льготы семейный доход? Узнайте здесь

Источник: https://pensionnyj-fond.ru/lgoty/monetizaciya-lgot/

Как пенсионеры зимой 2005 г. остановили реформы

Тот год в России впервые начался с официальных десятидневных рождественских каникул.

Одновременно вступил в силу федеральный закон № 122, по которому льготники, имеющие право на бесплатные лекарства, проезд в транспорте и скидки на услуги ЖКХ, должны были начать платить за все это полную цену, получая от государства денежную компенсацию.

«Случайное совпадение: каникулы и монетизация льгот никак не были связаны», – уверен зампред думского комитета по труду и социальной политике, депутат от «Справедливой России» Олег Шеин.

Хотя изменение системы льгот заранее освещалось в СМИ, смысл термина «монетизация» пенсионеры осознали только тогда, когда их перестали пускать в транспорт по пенсионному удостоверению. Первыми вышли на шоссе жители подмосковных Химок – 10 января они на 2,5 часа перекрыли движение на Ленинградском шоссе.

Для разгона митинга туда были направлены милиция и ОМОН. Впрочем, правоохранители не рвались воевать со стариками – их самих ведь тоже лишили бесплатного проезда. А 13 января в Красногорске 300 пожилых людей остановили движение на Волоколамском шоссе, пока их не уговорили разойтись областные чиновники.

Акции протеста распространились по большей части страны – митингующие блокировали не только дороги, но и офисы органов власти. Самой массовой была демонстрация в Санкт-Петербурге, где половина населения имеет право на льготы (одних блокадников в Северной столице проживало 200 000 человек).

Митингующие, требуя отставки президента, правительства и губернатора, перекрыли Невский и Московский проспекты. Всего в январе – феврале 2005 г. на улицу вышло около 500 000 человек, говорит Шеин.

Волна гнева обошла стороной лишь 16 регионов в Сибири и на Урале, где льготы было решено не монетизировать – закон это позволял.

Протестовали не только пенсионеры, труженики тыла и ветераны труда, потерявшие право бесплатного проезда на городском транспорте и скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг. Льгот лишились жертвы сталинских репрессий 1930–1950-х гг.

, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, судьи, судебные приставы, таможенники, налоговые инспектора, милиционеры. Инвалиды выходили на манифестации против урезания льготы на поездки в поездах дальнего следования – новый закон оставил им только бесплатный проезд к месту лечения раз в год и бесплатную электричку.

Работники милиции в ответ на требование оплатить билет вызывали вооруженное подкрепление и арестовывали контролеров (такие случаи зафиксированы, например, в Калининградской области). К началу реформы в стране насчитывалось 236 льготных категорий граждан. По официальной статистике, с учетом членов семей льготников реформа 2005 г.

затронула материальное положение около 45 млн человек. Причитающаяся компенсация не уравновешивала потери. «Я теперь даже к дочери в Москву из Клина не могу доехать! – цитировала «Комсомольская правда» участницу акции в Химках. – Компенсацию дали взамен льгот 800 руб.! Это что, деньги? Автобус в столице стоит 11 руб., метро – 13.

Электричка до Москвы – 75. Итого в один конец 100 руб. Всей компенсации хватит на четыре поездки в столицу! А еще надо лекарства купить! Как жить?»

Последние из могикан

Массовые льготы – наследие поздних лет социализма и первых лет экономических реформ, напоминает научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) и бывший министр экономики Евгений Ясин, так государство компенсировало свою неспособность обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам и работникам бюджетной сферы.

«Конечно, еще в начале 1990-х было понятно: все льготные цены должны быть доведены до рыночного уровня, а натуральные льготы ликвидированы. В рыночной экономике по-другому не бывает. Просто тогда на повестке дня стояли вопросы поважнее и денег не было, – объясняет он. – Но в начале XXI в. у государства средства на замену льгот уже были».

Монетизация льгот без колебаний была включена Центром стратегических разработок в пакет реформ для первого президентского срока Владимира Путина. Однако обсуждение концепции между ведомствами затянулось до 2004 г., когда Путин уже баллотировался на второй срок – совсем неуместное время для социальных преобразований, с точки зрения властей.

Но дальше тянуть было нельзя. «Без монетизации льгот в принципе невозможно было дальнейшее нормальное функционирование и бюджетной, и социальной системы. Более того, мы с этой реформой задержались на несколько лет.

Среди других республик бывшего Советского Союза мы остались последними из могикан, кто не навел порядок в этой сфере», – признавал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, посетивший редакцию «Ведомостей» в январе 2005 г., когда по всей стране бушевали страсти.

Так что работа над самим законом заняла у чиновников всего пару месяцев и в Думу его вносили в спешке, незадолго до окончания весенней сессии, свидетельствует председатель комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев. В ноябре 2004 г.

его комитет после парламентских слушаний обратился в правительство с предупреждением: страна к реализации закона № 122 не готова. Спецслужбы тоже понимали последствия ухудшения материального положения населения, утверждает источник «Ведомостей» в одном из региональных управлений ФСБ: «И мониторинг настроений населения накануне монетизации велся, и о возможности выступлений наверх докладывалось».

С другой стороны, правительство не просто отменило льготы, а взялось компенсировать их деньгами. Деньги же у государства на шестом году благоприятной конъюнктуры сырьевых рынков водились в изобилии.

«Социальные расходы увеличились втрое (по первоначальному плану реформы до 250 млрд руб. – «Ведомости»), а при этом по всей стране демонстрации протеста!» – восклицает Исаев.

Но тут, как в авиакатастрофах, сложилось несколько факторов.

Скупой платит дважды

Прежде всего тарифы на услуги естественных монополий с начала 2005 г. подскочили на 23% (за весь 2004 год они выросли на 21%), и это автоматически привело к удорожанию жилищно-коммунальных услуг. «Это было связано с расширением инвестиционных программ естественных монополий – газовой отрасли и электроэнергетике нужны были деньги на обновление основных фондов.

Большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства к этому моменту были убыточными, на решение их проблем тоже требовались деньги», – описывает картину Андрей Шаронов, в то время первый замминистра экономического развития. А выделенные правительством денежные компенсации – федеральным льготникам, например, полагалось 650 руб.

в месяц – повышения стоимости услуг ЖКХ не учитывали.

Более того, правительство, решившись на столь важную реформу, сначала просто пожалело денег, констатирует Ясин: «Финансовый расчет был, прямо скажем, экономный. А ведь надо было давать в полтора-два раза больше, чем стоили льготы, чтобы люди сразу почувствовали выигрыш и приняли реформу. За это стоит заплатить.

Особенно если деньги в бюджете есть». Многие губернаторы тоже решили воспользоваться случаем, чтобы сэкономить, отмечает Исаев: «Региональные власти начали отменять все льготы подряд, ссылаясь на 122-й закон (хотя он этого вовсе не предусматривал). Надеялись, что и так прокатит».

В результате такой экономии люди получали на руки в несколько раз меньше денег, чем стоил тот же проездной билет: в Петербурге в зависимости от категории льготников – по 230 или 350 руб. вместо требующихся 600, а в Нижнем Новгороде – всего 50 руб. на месяц при стоимости одной поездки 5–7 руб.

Вдобавок большинство регионов, решивших проводить монетизацию, начали выплачивать компенсации не до, а после вступления закона в силу, когда льготников уже перестали пускать в общественный транспорт без денег. В ряде случаев (Нижний Новгород, Коми-Пермяцкий округ) к середине января было выплачено менее половины компенсаций.

Спешно напечатанные льготные проездные власти раздавали только после того, как недовольные граждане выходили на уличные митинги, – заблаговременно ничего предусмотрено не было.

Да и с самими льготниками власти эту реформу в процессе подготовки не обсуждали и психологические ее последствия для людей старшего поколения, воспринимавших льготы как награду за их прежние заслуги, совершенно не учитывались, отмечает Ясин.

«Вспомните, в каком политическом контексте проводилась реформа: триумфальное избрание Путина на второй президентский срок, новое правительство с заметно ослабленной системой сдержек и противовесов (и, следовательно, недостаточной обратной связью с обществом) – и Госдума, одобряющая почти все решения правительства», – говорит президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.

«В конце концов [власти за все это] и заплатили. Только когда уже дело было безнадежно испорчено», – резюмирует Ясин. По итогам 2005 г. расходы федерального бюджета на монетизацию составили 540 млрд руб. – в два с лишним раза больше, чем предполагалось вначале.

За успех безнадежного дела

Источник: https://www.vedomosti.ru/library/articles/2009/07/13/kak-pensionery-zimoj-2005-g-ostanovili-reformy

Монетизация льгот — 5 причин взять льготы деньгами

Монетизация льгот – позволяющая заменить льготы пенсионерам денежными выплатами. В этой статье мы подробно разобрались как правильно поступить, от каких льгот можно отказаться в пользу денег, и на какие суммы можно рассчитывать. Читайте обо всем этом ниже.

Законодательная база

Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, была проведена для урегулирования вопроса компенсации официальным категориям льготников, которых до указанного времени «набралось» более половины населения страны. Монетизация льгот должна была восстановить убытки федерального бюджета, которые образовались вследствие обязательного предоставления компенсации.

Понятие «монетизация льгот» и ее воплощение привело к массовым забастовкам по всем городам России. Все основывалось на том факте, что в короткие сроки у людей льготной категории стали «отбирать» определенные привилегии, но при этом предусматривалась денежная доплата, которая могла быть использована для покрытия пробела в собственном бюджете.

Процедура была проведена после заключения, что почти все льготники не могут воспользоваться представленными льготными услугами в полном объеме. К примеру, на инвалида первой группы выделяются средства для посещения санаторно-курортного лечения, но получатель не может воспользоваться подобной возможностью.

Сейчас можно подать отказ от льгот подобного характера и получать за это денежную компенсацию.

Федеральный закон о монетизации льгот № 122 регулирует всю процедуру.

К общему списку свода законов, регулирующих вопрос, следует отнести и ФЗ № 178 2015 года, содержащий весь перечень услуг, от которых льготные категории могут отказаться – к примеру, от лекарственного обеспечения или бесплатного проезда в общественном транспорте. Подать заявление на отказ следует до 1 октября текущего года. Заявка вступит в силу с января следующего года.

От каких льгот можно отказаться в пользу денег

Законами предусмотрены денежные выплаты на:

  • лекарственное обеспечение;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд в транспорте.

В индивидуальных случаях можно получить выплаты для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с представленным списком возможны следующие действия:

  • отказ от льготы на лекарства;
  • отказ от бесплатного получения лекарств и лечения в государственных медицинских учреждениях;
  • отказ от предоставления денежных средств на проезд.

Отказаться можно только от одной льготно предоставляемой услуги, частично или полностью.

Категории льготников

Монетизация льгот предусмотрена только для определенных категорий граждан. Право на получение денежной замены предоставляется следующим лицам:

  • инвалидам;
  • пенсионерам;
  • многодетным семьям;
  • ветеранам труда;
  • матерям-одиночкам;
  • ветеранам боевых действий;
  • детям-инвалидам.

Каждая из категорий льготников может рассчитывать только на определенные денежные выплаты.

Размер денежной компенсации

Монетизация льгот влечет обязательную ежегодную переиндексацию денежных выплат. На 2019 год замена натуральных льгот денежными компенсациями представляется в следующих размерах:

  • 833 рубля 79 коп. – сумма для оплаты лекарственных средств;
  • 128 рублей 99 коп. – выплаты по пособиям относительно санаторного лечения;
  • 119 рублей 75 коп. – на оплату проезда на пригородном ж/д транспорте и общегородских транспортных средствах.

В соответствии с этим, предусмотрено ежемесячно выплачивать 1082 рубля 53 копейки. Суммы указаны на 2019 год, основные положения не были заменены.

Как оформить отказ от льгот

Монетизация льгот предусматривает обязательное подписание отказа от предоставления «условной» компенсации. Только официальный отказ от льгот влечет предоставление денежной суммы к имеющейся пенсии и дотациям. Чтобы воспользоваться денежной компенсацией, надо осуществить следующие действия:

  1. Написать заявление в Пенсионный Фонд, в котором указать наименование организации получателя, а также собственные данные. Прописать просьбу в отказе от выбранной компенсации.
  2. Заявление на отказ следует подать до 1 октября текущего года. Представленные заявки делают ежегодно, чтобы с января следующего года получать компенсации в денежном эквиваленте.
  3. В случае необходимости можно вернуть льготы до 31 октября – то есть в течение месяца. Для возврата также следует подавать заявление на отказ в монетизации.

Дополнительных действий в монетизации проводить не придется. Поданную заявку рассматривают госслужащие регионального уровня, которые сверяют верность поданной информации о заявителе.

Чтобы получить компенсации, необходимо представить следующий перечень документов:

  • оригинал и копию паспорта гражданина РФ;
  • оригинал и копию пенсионного удостоверения;
  • удостоверение-основание, доказывающее наличие прав пользования льготами заявителю;
  • заявление – зачастую выдают готовый бланк, также заполнить форму могут сами сотрудники Пенсионного фонда.

В зависимости от ситуации, возможно, потребуются дополнительные документы. К примеру, если оформление отказа от льгот проводится представителем ребенка с наличием инвалидности, необходимо дополнительно подать оригинал и копию свидетельства о рождении.

Плюсы и минусы монетизации льгот

Новшество повлекло массовые споры с ни в чем не повинными людьми. Так, при отмене бесплатного проезда представители льготных категорий стали ругаться с кондукторами, которые не имеют никакого отношения к действиям Правительства страны.

К остальным недостаткам относят следующие моменты:

  • споры и недовольства граждан – регулярные изменения влекут массовые протесты с митингами возле администраций населенных пунктов;
  • необходимость ежегодного посещения Пенсионного Фонда с обязательной подачей заявления на отказ;
  • нехватку полученной компенсации для восполнения необходимого приобретения услуг.

Зачастую льготники сетуют на факт, что монетизация льгот в виде полученной единовременной компенсации не может покрыть тот расход, который последовал в текущем месяце. Но при тщательном подсчете затраченных денежных средств льготники остаются с незначительной прибылью.

К примеру, пенсионерам и прочим категориям населения не удается получить льготных средств в результате развития заболевания – приходится тратить собственные деньги. От льгот в виде оплаты лекарственных средств нельзя отказываться в том случае, если имеются хронические заболевания с вероятностью обострения.

Рассмотрим преимущества, которые влечет монетизация льгот:

  • при отсутствии возможности прожить на одну пенсию, можно получить денежную компенсацию за услуги, которыми льготники не могут воспользоваться в полной мере;
  • полученная компенсация тратится на индивидуальные нужды, а не «оседает в карманах» Правительства вследствие не востребованности;
  • значительную помощь теперь получают жители деревень, которые не могут пользоваться общественным транспортом в черте своего населенного пункта.

Ответить на вопрос, полезна ли процедура монетизации для граждан, практически невозможно. В данном случае все индивидуально. К примеру, мама-одиночка имеет возможность получения льготных лекарств на ребенка, который болеет максимум 1 раз в год. Отказавшись от них, она может ежемесячно получать денежную компенсацию, на которую купит что-то необходимое ребенку.

Источник: https://lgoty.net/pensioneram/monetizatsiya-lgot.htm

Кто может воспользоваться монетизацией льгот в 2019 году?

Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот.

Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте.

В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

Закон о монетизации

Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года.

На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета.

Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

  1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
  4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

  1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
  2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
  3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.

Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране.

Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией.

С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

Перечень подлежащих монетизации льгот

Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О гос. социальной помощи».

Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.

  1. Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
  2. Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
  3. Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.

Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.

Кто вправе монетизировать льготы?

Гарантированно отказаться от социального пакета в пользу денег могут федеральные получатели НСУ. Их перечень закреплен ст. 6.1 закона №178-ФЗ и представлен следующими категориями граждан:

  • инвалидами войны;
  • участниками ВОВ;
  • участниками боевых действий на территории Афганистана, Чечни и других иностранных государств;
  • блокадниками Ленинграда;
  • лицами, имеющими стаж работы на военных объектах в период ВОВ;
  • гражданами, проходившими военную службу в годы ВОВ, но не участвовавшими в боевых действиях;
  • членами семей погибших участников ВОВ и иных боевых действий;
  • инвалидами, в том числе несовершеннолетними.

Региональным льготникам возможность заменить привилегии денежной компенсацией предоставляется в зависимости от политики местных властей. В большинстве субъектов РФ принята смешанная схема, при которой монетизировать можно только определенные виды льгот. Чаще всего денежные компенсации назначаются за право бесплатного пользования местным общественным транспортом.

Перечни региональных льготников могут различаться, но, как правило, в них попадают:

  • ветераны труда;
  • дети-сироты;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • лица, пострадавшие от радиации;
  • малоимущие граждане;
  • врачи и учителя из сельской местности.

Региональных льготников не всегда наделяют правом выбора между натуральной и денежной формой предоставления госпомощи. Например, для ветеранов труда ряд льгот заменен фиксированной денежной выплатой.

Оформление денежной компенсации

Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
  • справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).

В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

Совет

При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2018 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2019 год.

Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан.

При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

Размер выплат

Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от 26.01.2018 года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:

  • 828,14 рублей за медикаменты;
  • 128,11 рублей за путевки в санаторий;
  • 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.

Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.

Размеры региональных компенсаций устанавливаются властями субъектов РФ. Например, пенсионерам Московской области раз в год выплачивают 1000 рублей в качестве компенсации проезда в столицу.

Во многих регионах предоставляется фиксированная выплата за проезд в городском транспорте, размер которой варьируется в пределах 400-700 рублей.

О местных льготах и компенсациях можно узнать в территориальных органах соц. защиты.

Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране.

Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа.

Такие выплаты в 2018 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.

Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:

  • после 70 лет – в размере 50%;
  • после 80 лет – в размере 100%.

На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.

Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат.

Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку.

Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.

Источник: https://subsived.ru/lgoty/monetizatsiya-lgot