Социальные гарантии льготы в современной России

Документ по состоянию на август 2014 г.

I. В области трудовых отношений и оплаты труда

Из Конституции Российской Федерации:

“В Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда” (ст. 7, п. 2)

“Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда” (ст. 37, п. 3)

“Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку” (ст. 37, п. 4).

——————-+————–+————–+—————- ¦ Основные выплаты ¦Размер выплат ¦ Источники ¦Законодательные¦ ¦ ¦ ¦финансирования¦ и нормативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ акты ¦ +——————+————–+————–+—————+ ¦1.1. Минимальный¦83,49 ¦ ¦Федеральный за-¦ ¦размер оплаты¦ ¦ ¦кон “О повыше- ¦ ¦труда (руб. в¦ ¦ ¦нии минимально-¦ ¦мес.) ¦ ¦ ¦го размера оп- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦латы труда” ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 6-ФЗ от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦09.01.97 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.2. Тарифная¦60,00 ¦ ¦Постановление ¦ ¦ставка (оклад) 1¦проект – 90,00¦ ¦Правительства ¦ ¦разряда ЕТС¦ ¦ ¦РФ “О повышении¦ ¦по оплате¦ ¦ ¦тарифных ставок¦ ¦труда работников¦ ¦ ¦(окладов) ЕТС ¦ ¦бюджетной сферы¦ ¦ ¦по оплате труда¦ ¦(руб. в мес.) ¦ ¦ ¦работников бюд-¦ ¦Численность ¦ ¦ ¦жетной сферы” ¦ ¦получателей -¦ ¦ ¦N 823 от ¦ ¦554,9 тыс. человек¦ ¦ ¦24.08.95 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.3. Увеличение¦ ¦Федеральный ¦Постановление ¦ ¦тарифной ставки¦ ¦бюджет ¦Правительства ¦ ¦(оклада) (руб. в¦ ¦Бюджеты ¦РФ “О повышении¦ ¦мес.) ¦ ¦субъектов РФ ¦тарифных ставок¦ ¦ первого разряда ¦30,00 ¦ ¦(окладов) ЕТС ¦ ¦ второго разряда ¦22,00 ¦ ¦по оплате труда¦ ¦ третьего ¦15,00 ¦ ¦работников бюд-¦ ¦ разряда ¦ ¦ ¦жетной сферы” ¦ ¦ четвертого ¦12,60 ¦ ¦N 585 от ¦ ¦ разряда ¦ ¦ ¦13.05.97 ¦ ¦ пятого разряда ¦ 3,50 ¦ ¦ ¦ ——————-+————–+————–+—————-

II. В области условий и охраны труда

“Каждый имеет право на отдых. Работающего по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск”

Конституция Российской Федерации (ст. 37, п. 5)

——————-+————–+————–+—————- ¦ Основные выплаты ¦Размер выплат ¦ Источники ¦Законодательные¦ ¦ ¦ ¦финансирования¦ и нормативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ акты ¦ +——————+————–+————–+—————+ ¦2.1. Нормальная¦40 часов ¦ ¦Кодекс законов¦ ¦продолжительность ¦ ¦ ¦о труде РФ ¦ ¦рабочего времени¦ ¦ ¦ст. 42) ¦ ¦работников на¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятиях, в¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждениях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.2. ¦5-дневная с 2 ¦ ¦КЗоТ РФ ¦ ¦Продолжительность ¦выходными дня-¦ ¦(ст. 46) ¦ ¦рабочей недели ¦ми или 6-днев-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ная с 1 выход-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ным днем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.3. Работа в¦Установленная ¦ ¦КЗоТ РФ ¦ ¦ночное время (с 22¦продолжитель- ¦ ¦(ст. 48) ¦ ¦часов вечера до 6¦ность рабочего¦ ¦ ¦ ¦часов утра) ¦времени (сме- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ны) сокращает-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ся на 1 час ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.4. Предельное¦Не более 4 ча-¦ ¦КЗоТ РФ ¦ ¦количество ¦сов в течение ¦ ¦(ст. 56) ¦ ¦сверхурочных работ¦2 дней подряд ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и 120 часов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.5. ¦Не менее 42 ¦ ¦КЗоТ РФ ¦ ¦Продолжительность ¦часов ¦ ¦(ст. 59) ¦ ¦еженедельного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦непрерывного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отдыха ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.6. Запрещены¦Работа в вы- ¦ ¦КЗоТ РФ ¦ ¦работы в выходные¦ходные дни за-¦ ¦(ст. 63) ¦ ¦дни. ¦прещается ¦ ¦ ¦ ¦Исключительные ¦Привлечение ¦ ¦ ¦ ¦случаи привлечения¦отдельных ра- ¦ ¦ ¦ ¦отдельных ¦ботников к ра-¦ ¦ ¦ ¦работников к¦боте в эти дни¦ ¦ ¦ ¦работе в выходные¦допускается ¦ ¦ ¦ ¦дни ¦лишь в исклю- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чительных слу-¦ ¦ ¦ ¦ ¦чаях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.7. Компенсация¦Другой день ¦ ¦КЗоТ РФ ¦ ¦за работу в¦отдыха или, по¦ ¦(ст. 64) ¦ ¦выходной день ¦соглашению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сторон, в де- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нежной форме, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦но не меньше, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чем в двойном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦размере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.8. Ежегодные¦Всем работни- ¦ ¦КЗоТ РФ ¦ ¦отпуска ¦кам предо- ¦ ¦(ст. 66) ¦ ¦ ¦ставляются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ежегодные от- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пуска с сохра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦нением места ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы (долж- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности) и сред-¦ ¦ ¦ ¦ ¦него заработка¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.9. ¦Не менее 24 ¦ ¦КЗоТ РФ ¦ ¦Продолжительность ¦рабочих дней ¦ ¦(ст. 67) ¦ ¦ежегодно ¦(в расчете на ¦ ¦ ¦ ¦оплачиваемого ¦шестидневную ¦ ¦ ¦ ¦отпуска ¦рабочую неде- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лю) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.10. Выдача¦В соответствии¦За счет себе- ¦Основы законо- ¦ ¦специальной ¦с установлен- ¦стоимости про-¦дательства РФ ¦ ¦одежды, ¦ными нормами ¦дукции ¦об охране труда¦ ¦специальной обуви¦ ¦ ¦(ст. 9), КЗоТ ¦ ¦и др. средств¦ ¦ ¦РФ (ст. 149) ¦ ¦индивидуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.11. Возмещение¦Единовременные¦Средства пред-¦Основы законо- ¦ ¦вреда, ¦выплаты в раз-¦приятия, ви- ¦дательства РФ ¦ ¦причиненного ¦мере 60 мини- ¦новного в на- ¦об охране труда¦ ¦работникам ¦мальных разме-¦несении вреда ¦и Правила о ¦ ¦увечьем, ¦ров оплаты ¦ ¦возмещении ра- ¦ ¦профессиональным ¦труда. ¦ ¦ботодателями ¦ ¦заболеванием либо¦Ежемесячные ¦ ¦вреда, причи- ¦ ¦иным повреждением¦выплаты в за- ¦ ¦ненного работ- ¦ ¦здоровья, ¦висимости от ¦ ¦никам увечьем ¦ ¦связанным с¦степени утраты¦ ¦… ¦ ¦использованием ими¦трудоспособно-¦ ¦утвержденного ¦ ¦трудовых ¦сти. ¦ ¦Постановлением ¦ ¦обязанностей ¦Дополнительные¦ ¦Верховного Со- ¦ ¦ ¦выплаты. ¦ ¦вета РФ от ¦ ¦ ¦Возмещение мо-¦ ¦24.12.92 ¦ ¦ ¦рального ущер-¦ ¦N 4214-1 с до- ¦ ¦ ¦ба ¦ ¦полнениями и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изменениями от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦24.11.95 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N 180-ФЗ ¦ ——————-+————–+————–+—————-

III. В сфере занятости

“Каждый имеет право… на защиту от безработицы”

Конституция Российской Федерации (ст. 37, п. 3)

——————-+————–+————–+—————- ¦ Основные выплаты ¦Размер выплат ¦ Источники ¦Законодательные¦ ¦ ¦ ¦финансирования¦ и нормативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ акты ¦ +——————+————–+————–+—————+ ¦3.1. Пособие по¦ ¦ ¦ ¦ ¦безработице ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Численность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦получателей -¦ ¦ ¦ ¦ ¦около 2258 тыс.¦ ¦ ¦ ¦ ¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦а) для лиц,¦в размерах:¦Государствен- ¦Закон РФ “О за-¦ ¦уволенных по любым¦первые 3 мес.¦ный фонд заня-¦нятости населе-¦ ¦основаниям; ¦- 75% средне- ¦тости населе- ¦ния в РФ” (в¦ ¦уволенных с¦месячного за- ¦ния ¦редакции Феде- ¦ ¦военной службы и¦работка (де- ¦ ¦рального закона¦ ¦из органов¦нежного до- ¦ ¦от 20.04.96 ¦ ¦внутренних дел в¦вольствия) по ¦ ¦N 36-ФЗ, ¦ ¦течение 12¦последнему ¦ ¦ст. 33) ¦ ¦месяцев, ¦месту работы, ¦ ¦ ¦ ¦предшествовавших ¦следующие 4 ¦ ¦ ¦ ¦началу ¦мес. – 60%, в ¦ ¦ ¦ ¦безработицы, и¦дальнейшем – ¦ ¦ ¦ ¦имевших в этот¦45%, но не ни-¦ ¦ ¦ ¦период ¦же минимально-¦ ¦ ¦ ¦оплачиваемую ¦го размера оп-¦ ¦ ¦ ¦работу не менее 26¦латы труда и ¦ ¦ ¦ ¦календарных недель¦не выше сред- ¦ ¦ ¦ ¦на условиях¦него заработ- ¦ ¦ ¦ ¦полного рабочего¦ка, сложивше- ¦ ¦ ¦ ¦дня (недели) или¦гося в данном ¦ ¦ ¦ ¦на условиях¦регионе ¦ ¦ ¦ ¦неполного рабочего¦ ¦ ¦ ¦ ¦дня (недели) с¦ ¦ ¦ ¦ ¦пересчетом на 26¦ ¦ ¦ ¦ ¦календарных недель¦ ¦ ¦ ¦ ¦с полным рабочим¦ ¦ ¦ ¦ ¦днем (неделей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦б) гражданам,¦Минимальный ¦Государствен- ¦Закон РФ “О за-¦ ¦впервые ищущим¦размер оплаты ¦ный фонд заня-¦нятости населе-¦ ¦работу (ранее не¦труда ¦тости населе- ¦ния в РФ” (в¦ ¦работавшим), не¦ ¦ния ¦редакции Феде- ¦ ¦имеющим профессии¦ ¦ ¦рального закона¦ ¦(специальности), ¦ ¦ ¦от 20.04.96 ¦ ¦стремящимся ¦ ¦ ¦N 36-ФЗ, ¦ ¦возобновить ¦ ¦ ¦ст. 34) ¦ ¦трудовую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельность после¦ ¦ ¦ ¦ ¦длительного (более¦ ¦ ¦ ¦ ¦одного года)¦ ¦ ¦ ¦ ¦перерыва, а также¦ ¦ ¦ ¦ ¦гражданам, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уволенным из¦ ¦ ¦ ¦ ¦организаций по¦ ¦ ¦ ¦ ¦любым основаниям,¦ ¦ ¦ ¦ ¦в течение 12¦ ¦ ¦ ¦ ¦месяцев, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предшествовавших ¦ ¦ ¦ ¦ ¦началу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безработицы, но не¦ ¦ ¦ ¦ ¦имевшим в этот¦ ¦ ¦ ¦ ¦период 26¦ ¦ ¦ ¦ ¦календарных недель¦ ¦ ¦ ¦ ¦оплачиваемой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы и¦ ¦ ¦ ¦ ¦признанным в¦ ¦ ¦ ¦ ¦установленном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦порядке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безработными (руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦в мес.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.2. Размер¦ ¦ ¦ ¦ ¦стипендии на¦ ¦ ¦ ¦ ¦период ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подготовки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦квалификации или¦ ¦ ¦ ¦ ¦переподготовки для¦ ¦ ¦ ¦ ¦граждан: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦а) уволенных из¦75% от средне-¦Государствен- ¦Закон РФ “О за-¦ ¦организаций в¦месячного за- ¦ный фонд заня-¦нятости населе-¦ ¦течение 12¦работка по ¦тости населе- ¦ния в РФ” (в¦ ¦месяцев, ¦последнему ме-¦ния ¦редакции Феде- ¦ ¦предшествовавших ¦сту работы, но¦ ¦рального закона¦ ¦началу ¦не ниже мини- ¦ ¦от 20.04.96 ¦ ¦безработицы, и¦мального раз- ¦ ¦N 36-ФЗ, ¦ ¦имевших в этот¦мера оплаты ¦ ¦ст. 29) ¦ ¦период ¦труда и не вы-¦ ¦ ¦ ¦оплачиваемую ¦ше среднего ¦ ¦ ¦ ¦работу не менее 26¦заработка, ¦ ¦ ¦ ¦календарных недель¦сложившегося в¦ ¦ ¦ ¦на условиях¦данном регионе¦ ¦ ¦ ¦полного рабочего¦ ¦ ¦ ¦ ¦дня (недели) с¦ ¦ ¦ ¦ ¦пересчетом на 26¦ ¦ ¦ ¦ ¦календарных недель¦ ¦ ¦ ¦ ¦с полным рабочим¦ ¦ ¦ ¦ ¦днем (неделей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦б) стремящихся¦В размере сти-¦ – ” – ¦ – ” – ¦ ¦возобновить ¦пендии, уста- ¦ ¦ ¦ ¦трудовую ¦новленной для ¦ ¦ ¦ ¦деятельность после¦учебных заве- ¦ ¦ ¦ ¦длительного (более¦дений соответ-¦ ¦ ¦ ¦одного года)¦ствующего про-¦ ¦ ¦ ¦перерыва, ищущих¦филя, но не ¦ ¦ ¦ ¦работу впервые¦ниже размера ¦ ¦ ¦ ¦(ранее не¦пособия по ¦ ¦ ¦ ¦работавшим), а¦безработице, ¦ ¦ ¦ ¦также уволенных из¦предусмотренн-¦ ¦ ¦ ¦организаций в¦ого для этой ¦ ¦ ¦ ¦течение 12¦категории ¦ ¦ ¦ ¦месяцев, ¦граждан ¦ ¦ ¦ ¦предшествовавших ¦ ¦ ¦ ¦ ¦началу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безработицы, и¦ ¦ ¦ ¦ ¦имевших в этот¦ ¦ ¦ ¦ ¦период ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оплачиваемую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работу менее 26¦ ¦ ¦ ¦ ¦календарных недель¦ ¦ ¦ ¦ ¦(руб. в мес.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в) утративших¦100% среднего ¦ – ” – ¦Закон РФ “О за-¦ ¦способность к¦заработка по ¦ ¦нятости населе-¦ ¦выполнению прежней¦последнему ¦ ¦ния в РФ” (в¦ ¦работы вследствие¦месту работы, ¦ ¦редакции Феде- ¦ ¦несчастного случая¦но не ниже ми-¦ ¦рального закона¦ ¦на производстве¦нимального ¦ ¦от 20.04.96 ¦ ¦или ¦размера оплаты¦ ¦N 36-ФЗ, ¦ ¦профзаболевания ¦труда и не вы-¦ ¦ст. 29) ¦ ¦(%) ¦ше среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заработка, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сложившегося в¦ ¦ ¦ ¦ ¦данном регионе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.3. Ежемесячная¦Общая сумма ¦Государствен- ¦Указ Президента¦ ¦компенсация сверх¦выплат в месяц¦ный фонд заня-¦РФ “О дополни- ¦ ¦заработной платы¦не должна пре-¦тости населе- ¦тельных мерах ¦ ¦при переводе¦вышать уста- ¦ния ¦по защите тру- ¦ ¦работников ¦новленного за-¦ ¦довых прав ¦ ¦предприятий любых¦конодательст- ¦ ¦граждан РФ” от ¦ ¦организационно -¦вом минималь- ¦ ¦21.04.93 N 471 ¦ ¦правовых форм и¦ного размера ¦ ¦ ¦ ¦видов ¦оплаты труда ¦ ¦ ¦ ¦собственности в¦ ¦ ¦ ¦ ¦связи с ухудшением¦ ¦ ¦ ¦ ¦по объективным¦ ¦ ¦ ¦ ¦причинам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансово -¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦положения на¦ ¦ ¦ ¦ ¦неполный рабочий¦ ¦ ¦ ¦ ¦день, неполную¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабочую неделю (на¦ ¦ ¦ ¦ ¦срок более двух¦ ¦ ¦ ¦ ¦месяцев, но не¦ ¦ ¦ ¦ ¦свыше шести¦ ¦ ¦ ¦ ¦месяцев) (руб. в¦ ¦ ¦ ¦ ¦мес.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.4. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Единовременное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пособие беженцам и¦ ¦ ¦ ¦ ¦вынужденным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦переселенцам на¦ ¦ ¦ ¦ ¦каждого члена¦ ¦ ¦ ¦ ¦семьи: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦а) размещаемым в¦Минимальный ¦Федеральный ¦Постановление ¦ ¦городах (руб. в¦размер оплаты ¦бюджет ¦Правительства ¦ ¦мес.) ¦труда ¦ ¦РФ “О мерах по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оказанию помощи¦ ¦ ¦ ¦ ¦беженцам и вы- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нужденным пере-¦ ¦ ¦ ¦ ¦селенцам” от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦03.03.92 N 135 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦б) размещаемым в¦Двукратный ¦Федеральный ¦ – ” – ¦ ¦сельской местности¦размер оплаты ¦бюджет ¦ ¦ ¦(руб. в мес.) ¦труда ¦ ¦ ¦ ——————-+————–+————–+—————-

IV. В области пенсионного и других видов социального обеспечения

Из Конституции Российской Федерации:

“В Российской Федерации… устанавливаются государственные пенсии…

Каждому гарантируются социальное обеспечение по возрасту… инвалидности, потери кормильца…”.

Конституция Российской Федерации, ст. 7, п. 2 и ст. 39, п. 1

Источник: https://www.lawru.info/dok/1999/01/01/n98388.htm

Основные понятия социальных гарантий и льгот для пенсионеровв – Виртуальная школа пенсионера


Подробности Категория: Социальные пособия, выплаты и льготы

Система социальных гарантий и льгот для различных категорий пенсионеров полностью зависит от проводимой государством политики доходов, составной частью которой являются социальные гарантии и льготы, формирующие доходы населения.

Объективной необходимостью существования социальных гарантий и льгот является:

  • социальная защита потребностей нетрудоспособных граждан;
  • политические причины – необходимость реализации принципа социальной справедливости, наличие групп людей, внесших значительный вклад в оборону и социально-экономическое развитие страны и потому заслуживших право на особую заботу и внимание со стороны государства на пенсии;
  • продолжающееся обострение экономической ситуации в стране, обнищание значительной части трудоспособного и нетрудоспособного населения (в частности, пенсионеров), ухудшение экологического состояния в результате аварий и катастроф, вызывающих повышенный рост инвалидности и т.д.;
  • вследствие резкого падения уровня жизни – материальная поддержка пенсионеров, ветеранов, инвалидов и других категорий граждан, попавших в затруднительное положение.
    Система социальных льгот по оплате жилплощади и коммунальных услуг, лекарств, транспортных издержек, телефона и др. дают определенную возможность выжить этим категориям, особенно пенсионерам.

Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот населению и в т.ч пенсионерам

Действующая система социальных гарантий, льгот и выплат включает в себя все черты социалистической плановой экономики, независимо от происшедших изменений в сфере собственности, взаимоотношений центра и регионов, в том числе и в области финансов.

Существующая система социальных гарантий и льгот не учитывает возрастающую роль граждан в обеспечении личного благополучия и благосостояния

Различные виды социальных гарантий и льгот, компенсаций и других выплат, включая косвенные (бесплатные и льготные социальные услуги), получает почти половина населения России, хотя реально нуждаются в них прежде всего граждане, имеющие доходы ниже прожиточного уровня, особенно пенсионеры.

Для нормального обеспечения населения эти социальные гарантии и льготы не имеет экономического смысла, а для нуждающихся семей – не гарантируют необходимой социальной защиты. Это приводит к тому, что при значительных расходах на выплату социальных гарантий и льгот реальные средние размеры большинства пособий и социальных выплат остаются очень низкими, особенно для пенсионеров.

Более того, в условиях резкого падения объемов производства, появления таких новых явлений как безработица, вынужденная миграция и появление ряда других неизвестных или мало известных ранее социальных явлений система социальных гарантий и льгот получила дальнейшее, хотя и довольно бессистемное развитие.

Многочисленные социальные гарантии и льготы, социальные выплаты и пособия вводились нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате в обществе нарастало социальное иждивенчество, ограничивались возможности для оказания социальной помощи тем, кто действительно в ней нуждался.

Складывается парадоксальная ситуация, когда страна, с вдвое меньшим, чем в дореформенный период финансово-экономическими возможностями и уже во многом иным укладом экономики, несет на себе большой груз социальных обязательств, которые уже в силу этих причин не в состоянии выполнить, вызывая недовольство многочисленных категорий льготников и пенсионеров в частности.

В настоящее время различных видов социальных гарантий и льгот в Российской Федерации более тысячи.

Этими социальными гарантиями и льготами обеспечиваются около 200 категорий получателей, а численность лиц, претендующих на получение различных социальных гарантий, льгот и выплат достигает почти 100 млн.

человек (ветераны, инвалиды, дети, учащаяся молодежь, безработные, вынужденные переселенцы и другие категории граждан).

По вопросам социальных гарантий и льгот на федеральном уровне действует более 50 нормативно-правовых актов. Наиболее крупными из них являются следующие законы:

  • “О ветеранах”
  • “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”
  • “О реабилитации жертв политических репрессий”
  • “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы”
  • “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Славы”
  • “О статусе военнослужащих” и другие.

Серьезным недостатком действующей системы социальных гарантий и льгот является отсутствие четкого разграничения полномочий в сфере между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

В связи с отсутствием полного перечня социальных гарантий, льгот и выплат трудно установить их реальную стоимость.

Уже раньше политика государственных социальных гарантий и льгот страдала существенными изъянами, но сейчас она приобрела исключительно антинародные очертания. Богатые богатеют еще больше, бедные опускаются все ниже и ниже.

Прежде всего, это относится к номенклатурной системе предоставления социальных гарантий и льгот

Этот порок ныне не только не преодолен, но и в большинстве случаев усугубился.

Что же касается наиболее нуждающихся слоев и групп населения – пенсионеров, то они не только не обрели дополнительных преимуществ по сравнению с прежней системой государственных социальных гарантий и льгот, но и лишились тех социальных гарантий и льгот, что имели: в период трансформации и экономического кризиса бюджетное финансирование резко сократилось, что оказало решающие влияние на всю систему государственных социальных гарантий и льгот.

Более подробную информацию о ваших социальных правах, выплатах, пособиях и льготах вы можете получить в соответствующих материалах данного раздела Виртуальной школы пенсионера – будущего и настоящего “Социальные пособия, выплаты и льготы”.

Материалы с подробным описанием различных социальных льгот, субсидий, доплат, пособий и государственных социальных услуг постоянно пополняются.

Так что следите за новостями сайта, положите его в закладку своего браузера.

Продолжение с описанием основных социальных льгот для различных категорий граждан, в том числе и пенсионеров, следует.

Не пропустите.

До следующей встречи.

PS. Если Вам не безразлична Ваша будущая жизнь на пенсии, рекомендую посетить раздел “Мои книги”.

Эти книги позволят Вам значительно продвинуться по пути повышения Вашей пенсионной и финансовой грамотности, сделать первый и самый важный шаг на пути к достойной ЖИЗНИ на пенсии.

PS1.

Источник: https://www.ypensioner.ru/osnovnie-ponyatiya-sotsialnih-garantiy-i-lgot-dlya-pensionerovv