Классификация налоговых льгот Российской налоговой системе

* Мнение автора может не совпадать с официальной позицией IBFD.

Р.Р. Вахитов,
эксперт фискальной документации (IBFD)

Налоговые льготы как инструмент налоговой политики

Одним из общепризнанных критериев качества налоговой системы является ее нейтральность, то есть минимизация ее влияния на принятие экономических решений. Налоговые льготы, наоборот, по своей сути призваны влиять на принятие инвестором экономических решений.

Они являются важным инструментом налоговой политики, в частности ее регулирующей функции. Многие страны с развивающимися и переходными экономиками активно используют налоговые льготы для привлечения прямых иностранных инвестиций, накоплен значительный опыт эффективного применения таких мер.

Так, ОЭСР регулярно проводит исследования в области налоговых льгот и публикует их результаты [ сноска 1 ] .

Следует отметить, что налоговые инвестиционные льготы — один из факторов, влияющих на выбор решения об инвестициях, наряду с экономической и политической стабильностью, правовой защищенностью и другими факторами.

Если экономика не привлекательна для стратегических инвестиций, то, скорее всего, основные иностранные вложения будут делаться в краткосрочные и высокоприбыльные проекты, для которых наличие или отсутствие налоговых льгот не является существенным фактором в принятии решения.

Необходимо учитывать, что любые льготы для иностранных инвестиций сделают привлекательными инвестиции местного капитала через иностранные организации, стимулируя отток капитала.

Чрезмерное и бессистемное предоставление льгот для разумного инвестора будет свидетельствовать об их недолгосрочности и непредсказуемости последующего развития событий и может послужить негативным фактором при принятии инвестиционного решения.

Поскольку отмена льгот — довольно болезненный процесс для многих инвесторов, при введении льготы нужно быть готовым к серьезному сопротивлению любым попыткам ее отмены.

Так, отмена Россией налоговых льгот в Байконуре, широко известном по многочисленным злоупотреблениям и созданию агрессивных схем налоговой оптимизации, было негативно встречено казахстанской стороной, рассматривавшей в качестве ответной меры обращение в Экономический Суд СНГ [ сноска 2 ] .

Причины введения налоговых льгот

Можно выделить несколько факторов, которые оправдывают предоставление льгот в отношении иностранных инвестиций.

Конкурентоспособность в международном отношении. При наличии сравнимых по инвестиционной привлекательности соседних стран налоговые инвестиционные льготы могут оказаться ключевым фактором в выборе решения.

Однако введение льготы без координации действий с соседними странами  почти наверняка повлечет принятие страной-соперницей аналогичных мер, выравнивающих положение, и в конечном счете снизит бюджетные поступления.

Компенсация недостаточной рыночной привлекательности.

В тех случаях, когда объективные условия (географическая удаленность, отсутствие стабильного инвестиционного законодательства) делают ту или иную страну и отрасль менее привлекательными, инвестору может быть предоставлена компенсация в виде налоговых льгот, которые уравновешивают недостатки в остальных сферах. Однако нужно быть осторожным и уменьшать налоговое бремя лишь в отношении «колеблющихся» инвестиций. Предоставление налоговых льгот компаниям, нацеленным на инвестиции в любом случае, только уменьшает бюджетные поступления.

Развитие отдельных регионов. Для снижения безработицы и социальной нестабильности государству может быть выгодно отказаться от финансовых поступлений (или некоторой их части) в обмен на устранение неблагоприятных факторов посредством привлечения иностранных инвестиций в развитие производств.

Решение макроэкономических проблем. Установление налоговых инвестиционных льгот может быть направлено на развитие отдельных отраслей народного хозяйства.

Виды инвестиционных налоговых льгот

В части технической классификации налоговые инвестиционные льготы можно разделить на несколько видов.

«Налоговые каникулы» — то есть установление срока (как правило, первые несколько лет после начала операций), в течение которого налоги не взимаются.

Достоинством этого метода является его простое применение, несмотря на то что эта льгота направлена не столько на привлечение инвестиций, сколько на открытие новых компаний, и интересна быстроокупающимся проектам, не привлекающим долгосрочных инвестиций.

Помимо этого у других компаний группы появляется соблазн искусственно аккумулировать прибыль в такой освобожденной от налога компании, поэтому необходимо следить за правильным распределением прибыли в рамках группы (трансфертное ценообразование) и за тем, чтобы освобождаемая прибыль происходила именно от льготируемых видов деятельности.

Сниженная налоговая ставка. От «налоговых каникул» эту льготу отличает постоянный характер, а значит, и большая привлекательность для долгосрочных инвестиционных проектов.

Однако остаются вопросы администрирования целевого использования и пресечения попыток «приписать» прибыль от других видов деятельности к льготируемой.

Неблагоприятный опыт применения этой льготы в российских условиях в ЗАТО, Калмыкии, Ингушетии и на других территориях показал, что само наличие льготы не способно создать инвестиционную привлекательность региона и служит лишь способом налоговой оптимизации.

Расширенные возможности для вычета из налоговой базы капитальных вложений или ускоренная амортизация. Возможно как применение специальных вычетов из суммы налога, рассчитанного согласно общим правилам, так и вычет капитальных вложений из налогооблагаемой базы.

Последний может производиться через ускоренную амортизацию и через возможность увеличения вычетов в размере, превышающем стоимость капитальных вложений. В целом такая инвестиционная льгота более эффективна, нежели «налоговые каникулы» и сниженная налоговая ставка.

Тем не менее для предотвращения злоупотреблений необходим контроль за объективной оценкой стоимости капитальных вложений и другие меры, контролирующие оправданность предоставления льготы (создание рабочих мест, развитие региона, увеличение налоговых платежей за счет косвенных налогов и т. п.).

Например, создание крупной лизинговой компании с фактическим использованием оборудования за рубежом будет противоречить цели предоставления этой льготы и не должно допускаться.

Сниженная ставка налога у источника на дивиденды, проценты и роялти. Поскольку бремя налога у источника часто несет плательщик дохода, разумно предоставить пониженные ставки налога на удержание с целью понижения стоимости привлекаемых инвестиций.

С другой стороны, низкие ставки удержания у источника (или их отсутствие) стимулируют искусственный вывод капитала из страны, что делает необходимым контроль обоснованности выплат и их размера.

Помимо этого большинство капиталоэкспортирующих стран применяют зачет как метод устранения двойного налогообложения таких доходов, а следовательно, все предоставленные льготы в стране-источнике будут «съедены» при обложении налогом в стране резидентства их получателя, если в двустороннем соглашении между странами нет оговорки, что льготируемая часть налога считается уплаченной в стране-источнике. Тем не менее, когда риски, связанные с инвестициями в политически и экономически нестабильные страны, не компенсируются налоговыми льготами, созданные для привлечения инвестиций налоговые механизмы начинают играть роль «черных дыр» в экономике и инструментов налогового планирования. Так, в России ставка налога на удержание с дивидендов в размере 6% была увеличена в полтора раза с 2005 года из-за существенных злоупотреблений с переводом заработной платы в разряд дивидендов.

Организация специальных экономических зон для производства экспортоориентированной продукции и высоких технологий. Организация таких зон предусматривает введение сниженных налоговых ставок по определенным видам налогов и специального таможенного режима на территории таких экономических зон.

Цель создания специальных зон — привлечение высокотехнологического производства (исследовательских и инновационных компаний). Эта налоговая льгота дает возможность компаниям вывести отдельные части производства в данную юрисдикцию без необходимости уплачивать косвенные налоги и таможенные сборы.

При этом вывоз продукции на остальную территорию страны считается импортом и  подлежит обложению НДС и таможенными пошлинами.

Преимуществом таких зон является ориентированность на мобильный капитал, который не пришел бы в ту или иную юрисдикцию без налоговых льгот, и поэтому не влечет возможных налоговых потерь при предоставлении льгот компаниям, которые в любом случае пришли бы в данную юрисдикцию. Расположение получающих льготы компаний на относительно небольшой территории упрощает администрирование и помогает предотвратить злоупотребления.

Республика Казахстан

В силу недостаточной проработанности и экономической обоснованности законов, устанавливающих те или иные налоговые льготы, а также несовершенства механизма контроля за использованием налоговых льгот опыт Российской Федерации до вступления в силу Закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» нельзя считать положительным.

В России не последовал приток внутренних и иностранных инвестиций в ЗАТО, Калининградскую область, Калмыкию и Ингушетию, хотя бюджетные потери из-за фиктивного  перевода получаемой прибыли в зарегистрированные на этих территориях структуры повлекли массовую отмену налоговых льгот при замене главами Налогового кодекса РФ соответствующих законов.

Среди стран СНГ опыт Республики Казахстан представляется нам наиболее успешным.

На практике показала свою эффективность СЭЗ «Астана — новый город» [ сноска 3 ] благодаря предоставлению инвесторам значительных льгот по НДС, налогу на имущество и налогу на землю.

До введения в действие ведется работа по изучению опыта стран, где такие специальные экономические зоны работают успешно [ сноска 4 ] .

Как правило, налоговыми льготами в Казахстане может пользоваться та организация, которая:

• состоит на регистрационном учете в налоговых органах на территориях специальных экономических зон;

• не имеет структурных подразделений за пределами территорий специальных экономических зон;

• получает не менее 90% совокупного годового дохода в результате ведения на территории специальной экономической зоны определенной деятельности (как правило, производственно-внедренческой).

В некоторых случаях компаниям запрещается проводить операции с подакцизными товарами. Таким организациям, как правило, предоставляются 50% скидки при уплате налога на прибыль, освобождение от налогов на землю и на имущество.

Опыт Казахстана, в особенности по ограничению целевого использования льгот реально участвующим в производственно-внедренческой деятельности компаниям, порождает много вопросов по организации эффективного контроля, но представляется полезным для использования в России.

[ сноска 1 ] OECD Tax Policy Studies Corporate Tax Incentives for Foreign Direct Investment, OECD, 2001. [ сноска 2 ] См.: «Страсти по-байконурски» — http://www.gazeta.kg/print.php?i=3610. [ сноска 3 ] Подробное описание льгот и условия их предоставления см.: http://astana.dan.kz/sez. [ сноска 4 ] «Делегация Казахстана посетила СЭЗ “Джебел Али” в ОАЭ» — http://www.gazeta.kz/ art.asp?aid=39427.

Ключевые слова: налоговая ставка, налоговая льгота, Казахстан, зарубежный опыт, налоговые каникулы, foreign experience, Kazakhstan, tax concession, tax holiday, tax rate

Источник: http://nalogoved.ru/art/1242.html

Классификация налоговые льготы это

  • относится к определенной категории граждан или имеет определенный статус;
  • получает доход, с которого можно не платить налог на доходы;
  • тратит денежные средства на определенные цели и ему возвращается налог с этой суммы;
  • имеет объект движимого или недвижимого имущества, который в силу особых обстоятельств не подвергается налогообложению.
  1. Налог на жилые и другие помещения. Каждое помещения, принадлежащее физическому лицу на правах собственности должно быть обложено налогом, но если физическое лицо имеет определенный статус, то оно может быть освобождено от его уплаты. Бывает и так, что категория помещения позволяет не рассматривать его как объект налогообложения.
  2. Налог на автомобиль. Этот вид взносов устанавливается на местном уровне, но при этом федеральное законодательство установило верхнюю планку, которую нельзя превысить.

    От уплаты налога за владение автомобилем освобождаются физические лица, которые имеют на это право, а также, если автомобиль не отвечает указанным характеристикам (количество лошадиных сил, грузоподъемность).

  3. Земельный налог.

    Налогом облагаются также все земельные участки, но, как и в первых двух случаях физическое лицо может освободиться от него в случае выполнения определенных условий.

Унитарные страны, а их в мире большинство, пред­ставляют собой цельные государственные образова­ния, составляющие их административно-территориаль­ные единицы суверенными правами, как правило, не на­делены, поэтому полностью подчинены центральным ор­ганам власти, в том числе и в вопросах налогообложе­ния.

Налоговые системы таких государств, в большин­стве своем двухуровневые и включают лишь централь­ные и местные налоги. В унитарных государствах, имею­щих в своем составе автономные национальные образова­ния (Азербайджан, Украина), налоговые системы могут включать дополнительный уровень налогообложения на соответствующей территории.

Косвенные налоги являются для государства наиболее простыми по форме их взимания, а для плательщика — сложными из-за невозможности уклонения от их уплаты. Для государства они привлекательны ещё и тем, что поступление этих налогов напрямую в казну не связано с финансово- хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения, поэтому фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций. Тем самым косвенное налогообложение обеспечивает устойчивость доходной базы государства, особенно в условиях высоких темпов инфляции. Кроме того, косвенные налоги являются менее болезненными для налогоплательщика и как бы незаметны для него.

— добровольности применения льгот, т.е. возможности свободного выбора?налогоплательщиком — применять или не применять установленную?льготу.

Основанием этого правила является факультативный характер?льготы как элемента налога, а также то, что поскольку предоставление?льгот ведет к потерям бюджета, то добровольность их применения отвечает интересам как налогоплательщиков, так и государства.

— экономические — льготы, направленные на стимулирование производственной, инвестиционной, инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, улучшение?их финансово-экономического?состояния: ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, налоговая амнистия и др.;

Обратите внимание =>  Калькулятор расчета квоты для инвалидов

Классификации налоговых льгот – современные подходы

Так, согласно п.1 ст.

56 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. При этом применение налоговой льготы не является обязательством для налогоплательщика, а носит добровольный характер, в связи с чем, налогоплательщик вправе отказаться от льготы, либо приостановите ее пользование на один или несколько налоговых периодов[7].
· льготные режимы налогообложения (предоставляют более благоприятные условия налогообложения для определенной категории налогоплательщиков, отвечающих установленным критериям). Данный вид налоговых льгот также в своих работах выделял И.А.Майбуров, считая их не привязанным к конкретным элементам налогообложения.

Овые льготы и их классификация

Налоги — важнейшая экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами — доходами от недвижимости, главным образом от земли, находящейся в собственности главы государства — короля, императора, монарха, и регалиями — доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью.

Налоговые льготы, их классификация

Нормы налогового законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер, а налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ, а льготы по региональным и местным налогам — НК РФ и (или) соответственно законами о налогах субъектов РФ и нормативными правовыми актами о налогах представительных органов муниципальных образований.

  • налоговая амнистия — аннулирование (списание) безнадежной задолженности по налогам отдельных групп налогоплательщиков;
  • налоговые каникулы — освобождение отдельных налогоплательщиков на определенный период времени от какого-либо налога;
  • образование консолидированных групп налогоплательщиков в форме холдинга — экономия на налогах (НДС, налогу на прибыль) в результате консолидации (сложения) прибыли и убытков участников консолидированной группы (холдинга) и освобождения от НДС операций по передаче товаров (работ, услуг) между ними.

Налоговые льготы

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу.

Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него.

При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Обратите внимание =>  Категории граждан получавшие льготы на автостоянках

Систематизация и классификация налоговых льгот

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — это разновидность специального налогового режима на конкретной территории, где созданы более благоприятные условия для работы фирм и предпринимателей, в сравнении с другими регионами. Очень популярный способ законной минимизации налогов это использование различных схем СЭЗ.

Для органов местного самоуправления, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты создана специальная система налогооблажения — налогооблажение в закрытых административно-территориальных образованиях. Сущность этой системы заключается в предоставление различных налоговых льгот и специальные условия проживания граждан [1].
Как любое специфическое юридическое и экономическое явление, налоговая льгота нуждается в определении. Исходя из выше сказанного, налоговые льготы или льготы по налогам и сборам представляют собой преимущества, которые могут предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. Также к понятию налоговых льгот относят возможность полного освобождения от уплаты налогов или возможность уплачивать их в меньшем размере, что следует из статьи 56 НК РФ. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и выполняют социальные и экономические цели [1–3].

Налоговые льготы (Tax benefits)

Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер.

Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости.

Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).
Изъятия — выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.

В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы».

В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.Пример, иизъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы).

Налоги и налогообложение

При рассмотрении формы освобождения отдельных категорий налогоплательщиков следует выделить такую ее разновидность, как налоговый иммунитет. Данная форма имеет глубокие исторические корни, когда привилегированные слои населения (члены королевских семей, духовенство, дворянство) освобождались от налогообложения.

В настоящее время превалирует иммунитет дипломатического характера, когда освобождения предоставляются в соответствии с условиями международных договоров и конвенций и иммунитет определяется исключительными национальными интересами.

В частности, в ряде стран налоговым иммунитетом обладают музеи, театры, благотворительные фонды, академии наук.
Безусловно, не все вычеты из налоговой базы могут трактоваться как льготы.

Так, профессиональные вычеты по НДФЛ вряд ли следует считать льготой, ведь они по своей сути отражают не что иное, как особый порядок отнесения на расходы определенной части доходов особых категорий налогоплательщиков.

Частные нотариусы и другие категории получают доходы не как организации (тогда можно было бы обложить их налогом на прибыль), а как частные лица, но в результате предпринимательской деятельности, предполагающей наличие расходов. Отследить и регламентировать эти расходы порой достаточно проблематично, поэтому их просто нормируют в процентном соотношении от суммы доходов.

Понятие налоговых льгот

Это позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль и на имущество, снизить налоги и в более короткий промежуток времени накопить необходимые финансовые ресурсы для замены устаревшего производственного оборудования новым.

Сейчас в России ускоренная амортизация становится чуть ли не единственной чисто инвестиционной категорией.
Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот является третья группа – налоговый кредит.

По этому вопросу нет достаточной определенности ни в действующем законодательстве РФ, ни в отечественной финансовой науке.

В НК РФ налоговый кредит вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита. А отсрочка налогового платежа отрывается от общего понимания налогового кредита. То есть в НК заужена сфера действия и налоговых льгот в целом и налогового кредита, как элемента их системы.

Виды налоговых льгот

Такой вид освобождения часто используется, чтобы избежать двойного налогообложения (речь идет о кредите на иностранные налоги). Размер налога на прибыль, которую российский контрагент уплатил за рубежом по закону другой страны, принимается и при подсчете российских налогов.

Стоит отметить, что объем иностранного налога не может быть выше, чем размер налога на прибыль, подлежащего выплате в России от прибыли, извлеченной за рубежом.

возмещение, выплачиваемое работодателями своим сотрудникам и членам их семей, а также работникам, вышедшим на пенсию, и инвалидам за стоимость необходимых им лекарств; освобождение от налогов происходит при предоставлении бумаги, подтверждающей, что средства были израсходованы именно на приобретение медикаментов;

12 Янв 2019      marketur         48      

Источник: http://urist-market.ru/po-ugolovnym-delam/klassifikatsiya-nalogovye-lgoty-eto